IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
В 40-е годы XIX века на общественную арену выходит учение Карла Маркса (1818–1883), развиваемое им совместно с Фридрихом Энгельсом (1820–1895). Оно становится значительным идейно-политическим течением в Европе в 70–90 годах XIX века и теоретической базой соответствующих политических партий конца XIX – начала XX веков. К наиболее видным последователям марксизма можно отнести А. Бебеля и К. Каутского в Германии, П. Лафарга во Франции, А. Грамши в Италии, Г. Плеханова и В. Ленина в России. Марксизм как теория представляет собой систему взаимосвязанных идей философского мировоззрения, экономического и социально-политического знания.
В эволюции философского мировоззрения Маркса можно выделить два этапа. Ранний (1841–1845) – период формирования методологии исследования классических философских вопросов, относящихся к проблематике природы, сущности человека, общественных отношений. И поздний этап (с 1845 г.), для которого характерна разработка конкретных концепций, связанных с выбором программ практических действий и общественного преобразования (о законах истории, значении материального производства в жизнедеятельности общества, коммунистическом идеале, классовой борьбе, социальной революции). Делалось это уже на базе ранее созданного философского мировоззрения и политико-экономического анализа капиталистического способа производства.
Возникновение марксизма имеет свои истоки, на первое место из которых следует поставить объективные социально-исторические причины и условия, сделавшие возможным и необходимым создание философии, уже в самом начале своего становления открыто заявившей о своей цели и задаче: не только объяснить, но изменить мир (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе, 1845). Середина и вторая половина XIX века – это эпоха индустриального развития капитализма, экономических кризисов, революций, национальных войн. Социальные противоречия выливались в массовые выступления рабочих против тяжелых условий труда и жизни. К ним относятся: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, революция 1848 г. Эти процессы нашли отражение у Маркса в виде его теории классовой борьбы, роли пролетариата в преобразовании общества революционным путем. Маркс изучает новое для Германии общественное движение – социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов. Принимая идею необходимости преобразования общества, он критикует утопичность проектов этого преобразования, в частности, понимание социальной справедливости через идею уравнительности.
Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской. Но наибольшее влияние на нее оказали: немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем и Л. Фейербахом; анлийская политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо; французский утопический социализм Ш. Фурье и А.К. Сен-Симона. Исходный пункт эволюции философского мировоззрения Маркса – идеи философии Гегеля, прежде всего, его диалектическая теория развития. Но уже в своей докторской диссертации «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) Маркс, оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Дальнейшие теоретические исследования и практическая деятельность приводят Маркса к мысли о несоответствии теоретических положений философии Гегеля реальным общественным отношениям. Особо привлекает Маркса материалистическая философия Фейербаха с его критикой идеалистического понимания Гегелем сущности человека. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось еще и в том, что Фейербах соединил в своей философии традицию гуманизма (осмысление человека как высшей ценности истории) с атеистической критикой религии и мыслями о гуманизации отношений людей к природе и друг другу.
Окончательный переход Маркса на материалистические позиции философии (1844) связан с изучением политической экономии. Побудительной причиной интереса к этой области знания стало влияние Энгельса, самостоятельно пришедшего к материализму, увлеченного в это время философией Фейербаха и хорошо знавшего политическую экономию Смита и Рикардо. Критическая работа Энгельса «Наброски критики политической экономии» (1844) и навела Маркса на мысль о необходимости исследований в этой области.
Научные исследования этого периода обобщены Марксом в «Экономическо-философских рукописях» (1844), в которых исследуются проблемы сущности и отчуждения человека в обществе (то есть такого положения, когда деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, чуждую самому человеку). Сама идея отчуждения человека рассматривалась и в философии Просвещения, и в немецкой классической философии. Маркс же не только анализирует, но стремится решить эту проблему. Сущность человека, полагает Маркс, есть труд. Однако фактически труд оказывается для него чем-то внешним, не принадлежащим его сущности. И человек в своем труде не утверждает себя, а как бы отрицает.
Поэтому в центре внимания Маркса понятие отчужденного труда, которое фиксирует, во-первых, отношение работника к продукту его труда, во-вторых, характер самой производительной деятельности, в-третьих, исторически определенные производственные отношения.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!