logo
disk / Философия,логика гуманитас

Функции философии

Предмет и специфика философского знания раскрываются более полно при осмыслении функций (значимости) философии в обществе, которые она выполняет во взаимосвязи с другими формами духовной культуры – наукой, религией, искусством, политикой, имея с ними существенно отличительные и сходные черты.

Мировоззренческая функция философии основана на связи философии с наукой, с присущей им обоим теоретической формой осмысления мира. Как отмечалось выше, философия представляет собой теоретическую форму мировоззрения. Это означает, что философское мировоззрение всегда есть теория, со всеми присущими ей чертами, что и роднит философию с наукой и существенно отличает от религии. Исследование в философии мировоззренческой проблематики осуществляется логическим, рациональным путем с помощью своего собственного понятийного аппарата, на основе наличного знания, которым располагает философ в ту или иную эпоху.

С мировоззренческой функцией философии тесно связана методологическая функция. Методология есть учение о способах и формах познания и преобразования мира. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, которые обладают фундаментальным значением. В качестве таких методов в философии выступают: исторический метод, необходимо учитывающий историю исследуемых проблем, и диалектический, нацеливающий на системное исследование объектов во взаимосвязи, становлении их структурных элементов. Материализм и идеализм также можно рассматривать как общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания.

Научный характер философского мировоззрения рождает вопрос о взаимоотношении философии и науки, которое имеет длительную историю. В античности различие между ними четко не выявлялось, любовь к мудрости понималась как любовь к истине, к систематическому, доказательному, проверяемому знанию, рассматриваемых в последующем как идеалы науки. С возникновением науки (XVII в.) встал реальный вопрос о взаимоотношении этих двух форм рациональности. В самой философии появились два взгляда на характер такого взаимоотношения. Один – видеть в философии только науку (Б. Спиноза, Г. Гегель, Э. Гуссерль, У. Куайн) – на основе сходства формы осмыслении проблем. Другой – противопоставление этих двух форм духа путем акцентирования своеобразия философии по отношению к науке. Такие философы, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев подчеркивали: философия в принципе не согласуется с безличностью, объективностью науки, поскольку для нее характерен широкий разброс взглядов, точек зрения на одни и те же проблемы; научное освоение мира идет от низших простых форм движения материального мира к все более сложным и высшим. Путь философии, история ее – противоположны. «Человек, познай самого себя» – эти слова Сократа сказаны на заре философии. Философия антропоцентрична. Это ее естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений.

Философы и первого и второго подходов правы по-своему, поскольку одни подчеркивают сходство, а другие различия философии и науки. Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт. Наука – часть такого опыта.

Как уже отмечалось, специфика философского знания в том, что оно имеет две составляющие – научную и ценностную, последняя определяет аксиологическую функцию философии. Под аксиологической (греч. axios – ценный) функцией имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Любая философская система содержит момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических. В качестве главных ценностей философии выступают истина, добро и красота. В истории развития философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Этическая ориентация философии есть важнейшая реализация ее аксиологической функции. Подлинная философия – это всегда углубленный поиск добра, стремление к сотворению нравственного человека. Последнее сближает философию с религией.

Взаимоотношение между философией и религией – двумя основными типами мировоззрения, существующими на протяжении всей истории культуры, – сложно и противоречиво. Имеются принципиальные различия в характере знания, которое составляет фундамент этих типов мировоззрения.

С одной стороны, религия опирается на догматы, выраженные в тех или иных священных учениях и книгах (Библия, Коран, Талмуд и другие). Философия же исходит из постоянного изменяющегося в своем развитии интеллектуального, теоретического знания. Философия в осмыслении мира и человека есть теория, религия – вера.

С другой стороны, религия – это вера в высшие, абсолютные, непреходящие ценности. Эта вера требует от человека, разделяющего ее, определенного образа жизни, определенного поведения. Но и философия стремится к тому же: не к «безлюдной» картине мира, а к ценностному, жизнеориентирующему самосознанию. Как и религия, философия настроена на проникновение в трансцендентный мир, лежащий за пределами обычного понимания человеческого опыта. Поэтому философию нередко называют светской религией.

Иногда сближение религии и философии настолько глубоко и сильно, что результатом становится их совместное образование – религиозная философия. Человеку нужны и знания, и вера, поскольку ему присуща способность переживать, ощущать радость бытия и таинство собственной жизни. На место соперничества, борьбы философии и религии может и должно придти созвучие и согласие, как предсказывали великие мыслители – от философов эпохи Возрождения до русских философов.

Взаимосвязь философии с искусством в разные эпохи имеет как непосредственный, так и опосредованный характер. Непосредственная связь в том, что философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека. И ориентирована при этом философия на возвышенные, высокие чувства. Философия существует не иначе как во имя человека и в этом проявляется ее гуманистическая функция.

Неисчерпаемое богатство, многогранность жизни находят свое философское осмысление и выражение, как и в искусстве, отнюдь не единственным способом. Многообразие художественного опыта не только не вредит поэзии или музыке, но является просто необходимым для них. Так и многообразие философских систем – естественное и необходимое состояние философии. Но в отличие от искусства в философии нет конкретно-образного осмысления проблемы, оно осуществляется на понятийно-теоретическом уровне. Искусство через конкретное образное выражение отражает общее мировоззрение эпохи – и в этом его опосредованная связь с философией. Именно характер понимания художником, писателем включенности человека в мир нравственных и эстетических ценностей и идеалов, социальной и личностной проблематики определяет глубину смыслового содержания и актуальную значимость их произведений для эпохи и вечности.

Гуманистическая функция философии тесно связана с социальной функцией, которая охватывает различные аспекты общественной жизни. В этом плане философия призвана критически объяснять социальное бытие и тем самым способствовать его материальному и духовному изменению через свою связь с политикой, которая непосредственно сопряжена с социальной практикой. Философия выступает в роли идеологического обоснования политики, что особенно ярко проявляется в переломные периоды общественной жизни (например, в борьбе европейской буржуазии за власть в XYII-XIX веках, в политической борьбе в России в XX веке). Политика всегда опирается на те или иные мировоззренческие ценности, на то или иное понимание организации общества, взаимодействие общественных и личных интересов.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что такое мировоззрение? Какова его структура?

  2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

  3. Что означает в переводе с греческого слово «философия». Раскрывает ли оно сущность и специфику философского знания?

  4. На какие два источника зарождения философии указывали античные философы?

  5. В чем специфика философии?

  6. Философские проблемы – о чем они?

  7. В чем суть основного вопроса философии? Охарактеризуйте основные направления в философии в связи с его решением.

  8. Раскройте сущность агностицизма.

  9. Как соотносятся философия и специально-научное знание?

  10. В чем состоит методологическая функция философии?

  11. Что понимается под аксиологической функцией философии, как она реализуется?

  12. На какие главные ценности ориентирует человека философское знание?

  13. Дайте сравнительную характеристику религии и философии как двух типов мировоззрения.

  14. В чем суть гуманистической и социальной функции философии?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Слово «философия» первым употребил:

а) Фалес;

б) Пифагор;

в) Сократ;

г) Диоген.

2. Что такое философия:

а) мировоззрение;

б) теоретическое мировоззрение;

в) наука;

г) методология познания.

3. Специфическая черта научности философского знания:

а) объективность;

б) истинность;

в) всеобщность;

г) теоретическая форма осмысления проблем.

4. Две специфические составляющие философского знания:

а) научность и ценностность;

б) объективность и истинность;

в) доказательность и проверяемость;

г) доказательность и истинность.

5. Основной вопрос философии есть:

а) проблема соотношения материи и сознания;

б) важнейшая проблема эпохи;

в) система нравственных норм;

г) проблема первоначал.

6. В чем отличие материализма и идеализма:

а) в ценностном отношении к миру;

б) в подходе к соотнесению материи и сознания;

в) в различных идеалах жизни.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:

а) если мысль истинная, то она материалистическая;

б) если мысль материалистическая, то она истинная;

в) если мысль идеалистическая, то она ложная;

г) если мысль ложная, то она идеалистическая;

д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Согласие с каким из нижеследующих положений означает агностицизм:

а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;

б) процесс познания бесконечен;

в) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;

г) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;

д) сущность вещей принципиально непознаваема;

е) в науке есть неразрешимые задачи;

ж) чем больше познаем, тем меньше знаем.

9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:

а) акта веры;

б) мистического содержания;

в) всеобщего мирового закона;

г) сверхъестественного начала.

10. Философию отличает от религии:

а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;

б) отсутствие акта веры;

в) отказ от сверхъестественного начала;

г) идея совершенной мудрости.

11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж) конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:

а) в чем смысл существования человека;

б) каковы пути разрешения экологического кризиса;

в) что есть истина;

г) в чем сущность гравитации;

д) возможно ли создание искусственного интеллекта;

е) расширяется ли Вселенная;

и) что такое свобода.