Человек и общество у славянофилов и западников
Середина XIX века – зарождение философии славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин). Их мысли по многим основополагающим позициям противоположны позициям западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Славянофилы исходили из теории, согласно которой каждая культура представляет собой своеобразный организм и развивается по своим законам. По этой причине не может быть заимствований из других культур, в частности, для России – из западноевропейской. Наиболее полно эта мысль была изложена создателем теории развития культурно-исторических типов (цивилизаций) Н.Я. Данилевским (1822–1885) в работе «Россия и Европа».
Россия, по мнению славянофилов, веками опиралась на православие, самодержавие и общину, позволявшие выстоять ей в борьбе с многочисленными врагами. И Православие, и самодержавие, и община являют собой зримое воплощение понятия соборности – ключевого для этого направления русской мысли. Соборность – это такое соотношение единичного и общего, личности и общества, которое характерно для атмосферы богослужения в православном храме, Соборе. Людей никто сюда насильно не собирал, они пришли сами, свободно, они могут даже не знать друг друга. Но всех их объединяет любовь к Богу, которую они выбрали тоже свободно. Подобным образом, полагали славянофилы, следует решать неустранимое прежде противоречие между личностью и обществом. В России нечто сходное они видели в крестьянской общине. Понятно, что славянофилы резко отрицательно относились к западному либерализму, отождествляя его с индивидуализмом.
Развитие категории свободы нашло у славянофилов отражение в определении роли внешних обстоятельств и внутренних убеждений в жизни человека. В чем состоит свобода? В познании внешних обстоятельств и соответственном приспособлении к ним? Или же в следовании голосу собственной совести, собственным убеждениям? Поведение человека, считали славянофилы, должно определяться не рационалистическими соображениями и материальными интересами, а высшими духовными потребностями. Человек свободен только тогда, когда он выходит из подчинения внешним обстоятельствам, когда он руководствуется нравственными соображениями, божественными заповедями. Критикуя установившийся на Западе культ материальной выгоды, славянофилы и здесь резко расходились с западниками.
Естественно, что философия славянофилов была религиозной. Показывая, что Запад отошел от истинной христианской веры, они видели спасение человечества в Православии, сохранившем всю полноту исповедания христианской веры.
Западники исходили из другой теории социального развития. Они считали, что существует единый для всех народов путь исторического развития, рано или поздно все народы должны пройти одни и те же стадии в своем развитии. В этом случае возникает вопрос о лидерах и отстающих, а также о критериях оценки. Для западников было очевидным, что лидером социального прогресса является Европа (в экономическом, политическом и культурном отношении). Россия же, отставая от европейских стран, должна предпринять определенные шаги, чтобы догнать Европу. Какие же именно меры должны быть приняты для достижения этой цели? В первую очередь – освобождение человека, отмена крепостного права, что даст стимул для экономического, политического и культурного развития, ибо трудно ожидать инициативы и творчества от раба. На этом пункте сходились не только западники, но и многие славянофилы. Расхождения начинались при выборе методов освобождения человека.
Так, либеральный консерватор Т.Н. Грановский был сторонником постепенного трансформирования общества, реформаторского пути. Революционные демократы В.Г. Белинский и А.И. Герцен были сторонниками революционных действий, направленных на коренное изменение государственной власти. Анархисты в лице М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина ратовали вообще за уничтожение государственной власти, за народное самоуправление.
Проблема человека была центральной и в философии западников, однако трактовка ее была совершенно иная, нежели у славянофилов. Свободный человек – это первое и основное условие социального прогресса, а для освобождения человека необходимо изменить существующий порядок в сфере политики и экономики. Славянофилы же стремились законсервировать существующее в России положение вещей, отгородиться от западных философско-политических идей, ибо, по их мнению, для России они губительны.
Для совершенствования человеческого бытия, считали западники, необходимо изменить условия жизни, тогда изменится и внутренний мир человека. Многие выдающиеся мыслители в той или иной степени отдали дань подобным взглядам.
В работе Н.Г. Чернышевского (1828–1889) «Антропологический принцип в философии» наряду с доказательством материальности человека отвергалась всякая возможность существования у него нематериальной души, которая обладала бы свободой воли. Сущность человека, его поступки, обстоятельства жизни – все это можно объяснить, исходя из науки. Если человек поступает дурно, то виноват не он сам, а внешние обстоятельства, которые сделали его таковым.
Поэтому, делал вывод Чернышевский, надо менять подобные обстоятельства. В условиях России второй половины XIX века это значило встать на дорогу насильственного изменения социально-политического устройства страны. По этой дороге материализм в России в конечном итоге вышел к марксизму и революции.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!