logo
disk / Философия,логика гуманитас

Фрейдизм

Название этой разновидности иррациональной философии связано с именем 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского врача, психолога, основателя психоанализа. Психоанализ использовался Фрейдом для изучения психических влечений человека, его внутреннего мира, раскрытия смысла человеческого поведения и выяснения влияния социальных и культурных процессов на психическое состояние личности.

Психика человека представлялась Фрейду расчлененной на две противоборствующие стороны: сферы бессознательного и сознательного. Центральным элементом психики, его сутью он считал бессознательное, из которого в процессе развития появляется сознательное. В двадцатые годы XX века Фрейд предложил модель структуры личности, которая состоит из трех слоев или элементов.

«Оно» (Id) – врожденная структура, включающая в себя все инстинкты. Она находится в конфликтных отношениях с «Я» и «Сверх-Я», из нее исходят желания, берущие начало от сексуального и агрессивного инстинктов.

«Я» (Ego) принимает и интегрирует все сигналы, приходящие от внешнего мира, от тела, от «Оно» и «Сверх-Я». Иногда понятие «Я» трактуется как разум, здравый смысл. «Я» делится на две части: «Я», отделенное от внешнего мира и осознаваемое как самость, и вторую часть, которая не осознается и никак не ощущается, она адаптирует к реальности требования «Оно» и «Сверх-Я». Изначально «Я» возникает из «Оно» и формируется, опираясь на индивидуальный опыт, а энергию черпает из «Оно». «Я» выполняет функции цензуры бессознательного, оберегает психику от перегрузки, вытесняя то, что попадает в сознание и может нарушить равновесие.

«Сверх-Я» (Super ego) есть источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент; возникает на основе «Я», под влиянием других людей и культуры. «Сверх-Я» включает в себя моральные нормы, запреты, директивы, указания, предостережения, выработанные обществом, но осознаваемые человеком как свои собственные, а также идеалы личности. «Сверх-Я» осознается или чувствуется не как «Я», а как «нужно», «правильно», «должно». Его требования находятся в конфликте с требованиями «Оно».

Фрейд считал, что основой бессознательного являются сексуальные влечения и комплексы, которые с детства заложены в человеке. Эту гипотезу он стремился обосновать ссылками на древнегреческий миф о царе Эдипе. Согласно фрейдистскому «эдипову» комплексу, мальчик испытывает постоянное влечение к своей матери и видит в отце соперника. При этом к отцу сыновья испытывают амбивалентные (двойственные) чувства. Они восхищаются отцом и одновременно ненавидят его. Позднее понятие «сексуальное влечение» Фрейд заменяет понятием либидо, которым охватывается вся сфера человеческой любви, включающая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь. В конечном счете он выдвигает положение, согласно которому деятельность человека определяется как наличием биологических, так и социальных влечений. Определяющую роль играют «Эрос» – инстинкт жизни и «Танатос» – инстинкт смерти.

Исходя из созданной модели личности, Фрейд обращается к исследованию социальных и культурных процессов. Он считал, что психология личности является также и социальной психологией, поэтому психоанализ может быть использован при изучении социальной и культурной жизни. Так, культура, по его мнению, начинается с акта убийства отца первобытной орды его сыновьями-соперниками. Убив отца и удовлетворив тем самым чувство ненависти к нему, они оказались во власти нежных родственных чувств, на основе которых у них возникли чувство вины и раскаяния. Эти чувства побудили их навечно запечатлеть образ отца в виде зверя-тотема и объявить о недопустимости его убийства. По мнению Фрейда, вся культура, организация общества покоится на чувствах вины и раскаяния за совершенные в древности преступления; религия – на сознании вины и раскаяния; нравственность – отчасти на потребностях общества, а отчасти, также на чувстве вины.

Фрейдизм оказал влияние на самые различные направления современной философии, на социальную психологию, этнографию. Особенно сильным оказалось воздействие на теорию и практику модернистских направлений в искусстве.