logo
disk / Философия,логика гуманитас

Актуальность идей французских просветителей

Многие идеи просветителей пережили их время и продолжают оставаться актуальными. Это, прежде всего, относится к их пониманию важной роли нравственных норм в регулировании отношений людей. При этом отмечалось большое значение социальной среды в формировании нравственных отношений в обществе.

Согласно Гельвецию, «всем тем, чем мы являемся, мы обязаны воспитанию», которое понимается весьма широко, включая влияние социального строя страны.

Ключевую роль в этической теории просветителей играет соотношение личного и общественного интереса, через которое они определяли основные этические категории: добродетель и порок. Так, Гельвеций в книге «О человеке» всесторонне анализирует понятие «общего интереса», с позиций которого определяется добродетель. Этот общий интерес не противопоставляется частному интересу, а гармонически с ним связывается (разумный эгоизм).

С одной стороны, личный или «частный» интерес выступает у Гельвеция в качестве неотъемлемой черты человеческой природы, устранение которого погрузило бы людей в гибельную апатию, уничтожило цивилизацию и разрушило общество в любой его форме. Но, с другой стороны, личный интерес получает этическую окраску в прямой и строжайшей зависимости от согласования с общественным интересом.

Характерной чертой просветителей является тесное увязывание этических проблем с социально-политическими. По мнению Гельвеция и Гольбаха, личные интересы определяются общественными лишь тогда, когда последние воплощаются в той или иной системе политических и юридических законов, а все искусство законодателей заключается в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу. Гольбах в своей «Системе природы» писал: «Пусть нам не говорят, что ни одно правительство не может сделать всех своих подданных счастливыми. Оно, конечно, не может надеяться удовлетворить ненасытные капризы…, но оно может и должно заняться удовлетворением реальных потребностей большинства граждан».

Мысль Монтескье о необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и сегодня во многом определяет политическую жизнь общества.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что называли Просвещением в XVII–XVIII веках?

  2. Каковы теоретические истоки философии французского Просвещения?

  3. Каковы основные черты философии французского Просвещения?

  4. Что такое деизм? Назовите представителей этого направления эпохи Просвещения.

  5. В чем суть концепции «просвещенного правления»?

  6. Раскройте сущность теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо.

  7. Охарактеризуйте главное содержание теории «естественных прав».

  8. Что Вольтер понимал под «естественной религией»?

  9. Какие социальные идеи Локка и Гоббса получили развитие в работах французских просветителей?

  10. Назовите политико-мировоззренчес-кие идеи Руссо и Монтескье, которые являлись социально-философ-скими новациями в их время и стали очевидными в современных правовых государствах.

  11. Назовите основных представителей материалистической философии Просвещения. Каковы основные идеи их философии?

  12. В чем суть позиции разумного эгоизма?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:

а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;

б) материалистическое мировоззрение;

в) необходимость юридического равенства всех граждан;

г) идея собственности как естественного свойства человека.

2. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы:

а) просвещения и невежества;

б) классов;

в) этносов и разных культур;

г) великих личностей.

3. Монтескье предлагал:

а) отделить церковь от государства;

б) разделить поровну между гражданами частную собственность;

в) уравнять в правах женщин и мужчин;

г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Кому принадлежит идея об отрицательном воздействии научно-техни-ческого прогресса на состояние нравственности:

а) Вольтеру;

б) Дидро;

в) Руссо;

г) Гельвецию.

5. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:

а) в правлении непросвещенных людей;

б) частной собственности;

в) физическом неравенстве;

г) отсутствии свободы.

6. Вольтер трактует человека как:

а) социальное животное;

б) разумное существо;

в) природное существо;

г) ощущающее существо.

7. В этической теории Гельвеций опре-деляет добродетель через:

а) общий интерес;

б) частный интерес;

в) потребности;

г) разум.

8. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят:

а) от реальных потребностей;

б) от их ментальности;

в) от обстоятельств;

г) от формы их деятельности.

9. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем:

а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;

б) отмены частной собственности;

в) уравнивания собственности людей;

г) просвещением людей.