Конфуцианство
На воззрение древних мудрецов опирается и конфуцианство. «Передаю, но не творю» – так выражал свое кредо создатель этого учения Конфуций, выступая посредником между прошлым и будущим. Развивая идею срединного пути он выдвигает идеал благородного мужа, следующего воле Неба (Дао у Конфуция не является первичным и самодовлеющим началом. Таковым выступает Небо, от которого и зависит Дао). Главным качеством благородного мужа является жэнь – гуманность, милосердие. Важное место в конфуцианстве занимает понятие этикета, следуя которому человек и приобретает необходимые качества благородного мужа.
Понятие семьи в конфуцианстве тесно связано с понятием государства. Оно предстает огромной семьей, в которой главную роль играют принципы уважения сыновей к родителям, младших – к старшим. Правитель такого государства должен воплощать в себе черты благородного мужа.
Конфуций был сторонником управления обществом путем опоры на мораль и строгие правила поведения. Ритуализация, строгое соблюдение правил охватывали все сферы жизни. Правильное, детализированное до мелочей исполнение ритуала являлось древним средством сохранения издавна существующего мирового порядка.
Основой поведения всех людей должно стать золотое правило: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы при-нимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не желаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных». Такие ритуалы, по мысли Конфуция, должны консолидировать общество.
Внимание конфуцианства к моральным, социальным качествам людей во многом и определило на целые тысячелетия его популярность в общественной жизни Китая.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Укажите, какие черты характерны для философии Древнего Востока: а) антропоцентризм; б) связь с мифологией; в) акцент на единстве мира и человека; г) атеизм. 2. Стремление к целостному рационалистическому постижению мира характерно для философии: а) Античности; б) Древней Индии; в) Древнего Китая; г) любого типа. 3. Что понимается в Упанишадах под брахмой: а) безличное сущее («тело мира»); б) индивидуальная душа («индивидуальное сущее»); в) круговорот перерождений; г) состояние высшего блаженства; д) представитель касты брахманов. 4. Согласно Упанишадам, под атманом понимается: а) круговорот жизни; б) универсальный принцип бытия; в) безличное сущее; г) духовная сущность индивида. 5. Содержанием закона кармы в Упанишадах является: а) определение первоосновы бытия; б) организация всех форм бытия; в) включение атмана в процесс перерождения; г) круговорот жизни. 6. В чем буддизм видит выход человека из состояния страдания: а) в наслаждении благами жизни, в удовольствиях; б) в борьбе со страданиями; в) в отречении от источника страданий – страстей и желаний (в погружении в нирвану). 7. Какие из указанных качеств даосизм относит к началу Ян: а) тьма; б) свет; в) небо; г) земля; д) мужское (начало); е) женское (начало). 8. Какое качество Конфуций считает главным для идеала благородного мужа: а) ум; б) правдивость; в) гуманность, милосердие; г) образованность. 9. С точки зрения даосизма, многочисленность моральных предписаний в обществе свидетельствует: а) о высоком духовно-нравствен-ном развитии людей; б) о социальной сплоченности людей; в) об утрате людьми подлинной добродетели. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!