Болонский процесс пошел
Перед Вами – юбилейное издание, отражающее полувековой путь нашего вуза. Емкие для нас аббревиатуры – ВЗИПП, МГЗИПП, МГТА, МГУТУ – это основные этапы нашей жизни от Всесоюзного заочного института пищевой промышленности до Московского государственного университета технологий и управления. Итак, мы уже на шестом десятке…
Сегодня развитие МГУТУ, как и любого другого российского вуза, идет в контексте процесса, получившего название Болонского. В 1999 году в Болонском университете (Италия), старейшем в Европе, министрами образования европейских стран принимается заявление о гармонизации высшего образования. Предусматривается введение его многоуровневой структуры, кредитно-модульной системы учета трудозатрат на обучение, контроля качества обучения по реальным знаниям, умениям и навыкам. Речь также идет о повышении мобильности студентов и преподавателей, обеспечении трудоустройства выпускников, повышении привлекательности европейского высшего образования. И все это – в русле европейской гуманистической традиции.
Отсюда и название нашей серии учебно-практических пособий социально-гуманитарного цикла. Латинское слово Humanitas (теперь мы знаем: оно пришло к нам из Болоньи) – ключевое для основополагающих понятий современной цивилизации. Это многоаспектное слово Гуманитас означает самое существенное и масштабное в нашей жизни:
человечество – великое общее, к которому все мы принадлежим;
человеческая природа – изумительное чудо, потрясающее своей сложностью и совершенством;
человечность – тончайшая гармония добрых свойств человека;
человеческое достоинство – понимание Homo sapiens своей самоценности, без чего немыслим настоящий человек;
образованность – плодотворный результат обучения и воспитания в течение всей человеческой жизни;
духовная культура, делающая человека человеком;
и, наконец, гуманитарные науки, которые гармонично вмещают все эти определения, являясь важнейшей составляющей Болонского процесса.
Именно гуманитарные науки с учетом профиля вуза являются предметом рассмотрения в книжной серии Гуманитас. Humanitas.
Авторский коллектив стремился, следуя отечественной и европейской традициям, дать студентам знания, необходимые в наше динамичное время. Предстояло адаптировать учебный процесс к соответствующим европейским стандартам, опираясь вместе с тем на лучшее в российском образовании. Это отразилось и в характере рассматриваемых проблем, и в методологии, и в конструкте учебных курсов.
Учебно-практические пособия представлены в дистанционном исполнении. На самостоятельную работу студентов рассчитаны контрольные вопросы и тесты, а также словари основных понятий. Авторами проведена унификация понятийного аппарата в соответствии с общеевропейскими нормами. Структурирование учебного материала предполагает использование рейтинга, кредитно-модульной системы, многоуровневого обучения.
Издание книжной серии предусматривается в семи томах.
Том I. Книга 1 – Философия. Логика. Книга 2 – История и философия науки.
Том II. Отечественная история. История экономики России.
Том III. История российской пищевой промышленности.
Том IV. Социология. Политология.
Том V. Книги 1 и 2 – Экономическая теория. Экономика.
Том VI. Психология и педагогика. Деловое общение. Риторика.
Том VII. Книга 1 – Культурология. Русский язык и культура речи. Паблик рилейшнз. Книга 2 – Практикум классический. Practicum classicus.
Возможно рассмотрение и других вопросов в ходе Болонского процесса.
Данная серия издается в комплексе с двухтомником «Современные образовательные технологии в высшей школе», где анализируются инновации и традиции в преподавании социально-гуманитарных наук.
В первом томе «Современных образовательных технологий в высшей школе» рассматриваются научно-методи-ческие основы модульной системы, учебных лекций, практических занятий, автоматизированного тестирования. Во втором томе исследуются научно-методические основы деловых игр, рейтингового контроля и оценки знаний студентов, дистанционного обучения.
Во всех разделах двухтомника представлены учебно-практические модели, помещаются образцы и фрагменты апробированных учебных текстов, дается необходимая документация по учебно-методическим модулям. Инновационные технологии обучения адаптированы к условиям глобализации рынка образовательных услуг и соответствующей подготовке конкурентоспособных специалистов.
Этот комплекс и есть наша Болонская библиотека.
Болонский процесс пошел! Скоро ему будет десять лет.
| ФИЛАТОВ О.К., Президент-ректор Московского государственного университета технологий и управления, доктор педагогических наук, профессор |
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!