Правила определения
Правильность определения понятия зависит от его структуры, от соответствия логическим требованиям связей структурных элементов определения. Эти требования формулируются в логике в виде логических правил. Основными из этих правил являются следующие.
1. Определение должно быть соразмерным. Это означает, что объем определяющего должен совпадать с объемом определяемого. Иными словами, определяемое и определяющее понятия должны быть равнозначными, взаимозаменяемыми, то есть если поменять их местами, то смысл суждения не должен измениться. Так, определение «логика есть теория о формах, законах и операциях правильного рассуждения» соразмерно. Если объем определяющего больше (шире) объема определяемого, то имеет место ошибка слишком широкого определения. Такая ошибка имела бы место при определении «логика – это наука о мышлении», поскольку мышление изучают и другие науки. Если же в определении понятия объем определяющего меньше объема определяемого, то будет иметь место ошибка слишком узкого определения. Такая ошибка имела бы место при определении «логика есть наука об умозаключениях», так как логика изучает не только умозаключение как форму мышления.
2. Запрет круга. Это правило говорит о том, что нельзя определять понятие через само себя или определять через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через него. Так, в юридической литературе некоторое время имело место определение права как «...система мер, имеющая задачей охранять и оправдывать существующий правопорядок». Сам же правопорядок определяется через право. Логическая ошибка – «круг».
3. Определение должно быть ясным. Это правило запрещает «определение через неизвестное». Это означает, что в определяющей части могут использоваться только понятия, известные тем, на кого рассчитано определение. Иначе возникает логическая ошибка – «неясное определение». Так, в печати в начале приватизации приводилось такое определение ваучера: «Ваучер – это сертификат, удостоверяющий определенные отношения между эмитентом и лицом, получившим сертификат в процессе безвозмездного распределения государственной собственности». Понятия «сертификат» и «эмитент» сами требовали соответствующего определения.
4. Определение по возможности не должно быть отрицательным. Это требование связано с тем, что отрицательные определения обычно слишком широкие и поэтому не раскрывают определяемого понятия, указывая чем не является предмет и не указывая, чем он является. Таково, например, определение: «Сравнение – не доказательство». При этом, на определения отрицательных понятий это правило не распространяется.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!