Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
Высокий уровень развития производительных сил, небывалые темпы прироста населения, урбанизация, индустриализация, новый этап НТР, развитие интеграционных процессов, широких международных связей – все это ставит перед человечеством ряд сложных и порой трудноразрешимых проблем. Наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом, называют глобальными проблемами. К ним относятся следующие
предотвращение мировой термоядерной войны, сохранение мира, обеспечивающего условия для социального прогресса всех народов на основе взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;
преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми и развивающимися странами, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности;
обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;
преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в природу, сопровождающимся загрязнением окружающей среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах, осложняющее их социально-экономический прогресс, и улучшение демографической ситуации в экономически развитых странах;
преодоление разрыва между материальной и духовной сторонами жизнедеятельности общества. Материально-технический прогресс порождает ряд проблем в духовной сфере, не всегда ведет к повышению культуры, улучшению нравственных отношений;
своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.
Список проблем не исчерпывается вышеперечисленными; в него можно внести и другие: распространение наркомании и алкоголизма, проблемы здравоохранения (СПИД и другие опасные болезни), социального обеспечения и образования, выпуск и потребление контрафактной продукции. Почему эти проблемы названы глобальными, ведь большинство проблем существовало и раньше? Во-первых, они приобрели общепланетарный характер, затрагивают все человечество в целом, все без исключения страны и народы. Рост населения, загрязнение окружающей среды, национальные конфликты, производство фальсифицированных, некачественных и опасных для здоровья продуктов не могут быть частным делом отдельных государств и народов в условиях единого взаимосвязанного мира. Во-вторых, от решения глобальных проблем зависит само существование человечества. Если, к примеру, не удастся решить экологическую проблему, сохранить окружающую среду, то человечество неминуемо погибнет. Вряд ли люди выживут и в случае развязывания ядерной войны, исчерпания ресурсов. В-третьих, решить глобальные проблемы можно только объединенными усилиями всех народов и государств.
Многие мыслители прошлого склонны были считать, что войны – неизменный спутник человечества, универсальное средство разрешения наиболее сложных проблем. Однако с созданием ядерного оружия такой подход стал неприемлем. Война в нынешних условиях не может служить средством разрешения спорных вопросов, поскольку при применении оружия массового поражения не окажется ни победителей, ни побежденных. Война не даст выгод никому, зато поставит человечество на грань глобальной катастрофы.
Пока на планете имеется ядерное оружие, сохраняется опасность его применения. К тому же эта проблема имеет и другие аспекты, которые таят в себе не меньшую опасность. Научно-технический прогресс расширяет число стран, которые уже сейчас могут создать ядерное оружие. Совершенствование и упрощение технологии его производства может привести к такой ситуации, когда в недалеком будущем этот вид оружия огромной разрушительной силы можно будет изготовить в лабораторных условиях. Гарантировать в этом случае, что оно не будет применено в локальных конфликтах или какой-нибудь террористической группой, никто не сможет. К тому же нельзя забывать, что идет процесс разработки и создания других губительных видов оружия уничтожения и направленного психологического воздействия.
Современная демографическая ситуация в мире, как уже отмечалось, характеризуется высокими темпами прироста населения. Если еще в 1850 году население планеты составило 1 млрд. человек; то в настоящее время на земле проживает около 6 млрд. человек.
Обеспокоенность вызывает и неравномерная динамика роста населения. За 30 лет население Европы увеличилось на 16%, в то время как Латинской Америки – на 90 %, Африки – на 140 %. Как видно, прирост населения происходит в основном за счет развивающихся стран, и если в 1950 году в них проживало 2/3 населения планеты, то в середине ХХI века здесь будет проживать 9/10 всего населения планеты.
Высокие темпы роста численности населения остро ставят проблемы обеспечения ресурсами и продовольствием. Уже сейчас от недоедания страдает 500 млн. человек и по этой причине ежегодно умирает 30–40 млн.
Демографический взрыв в развивающихся странах, вызванный, как считают ученые, их экономической, социальной и культурной отсталостью, со своей стороны, усиливает эту отсталость.
Судьба развивающихся стран не может быть только их внутренним делом, поскольку значительная доля ответственности за их состояние лежит на ныне богатых государствах. На современном состоянии развивающихся стран не могла не сказаться колониальная зависимость, однобокое развитие экономики, ограбление природных богатств, прямая эксплуатация. Преодоление разрыва в экономическом и социальном развитии между этими странами и развитыми государствами – важнейшая проблема, стоящая перед всем миром, так как ни одну из глобальных проблем современности нельзя решить без изменении ситуации в развивающихся странах.
Одной из важнейших глобальных проблем, волнующих человечество, стала проблема взаимоотношения общества и природы. Становится все очевиднее, что дальнейшее развитие научно-технического прогресса сопровождается невиданным по своим масштабам разрушением природной среды.
Зависимость человека и общества от природы выражается, прежде всего, в двух видах отношений: природная среда является естественной средой обитания людей и обеспечивает ресурсами их жизнедеятельность.
Человек как часть природы, биологический вид, может существовать только в определенных природно-климати-ческих условиях, при соответствующих параметрах воздуха, атмосферного давления, солнечной радиации, температуры, потреблении определенного качества пищи и воды. Ухудшение этих параметров отражается, прежде всего, на здоровье человека, его генофонде. Уже сейчас около 10% детей рождается с различными отклонениями, и одна из причин – в экологии.
Масштабы воздействия хозяйственной деятельности стали поистине гигантскими. Антропогенному влиянию подвергаются все компоненты природной среды: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера. Огромные и все возрастающие масштабы использования природных ресурсов привели к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты. При сохранении существующих объемов добычи нефти и газа в нынешнем столетии иссякнут эти источники энергии.
Сегодня практически не осталось неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства. Использование современных методов обработки земель приводит к ускорению процессов ее разрушения: эрозии, вторичному засолению, опустыниванию. Только за последнее столетие эрозией испорчено 27 % сельскохозяйственных земель, вторичным засолением охвачено более 50 % орошаемых земель, быстрыми темпами происходит наступление пустынь. За последние 500 лет при активном участии человека было истреблено 2/3 лесов планеты. Такими же темпами происходит вырубка тропических лесов, которые по праву называют «легкими планеты», поскольку они производят значительную часть кислорода атмосферы.
Если в предшествующие НТР периоды ущерб природе, нанесенный развитием производства, носил незначительный локальный характер, то в последнее время ситуация резко изменилась – хозяйственная нагрузка на природу превысила допустимые пределы естественных восстановительных процессов. За один век человечество прошло путь от первых заметных локальных экологических нарушений до экологического кризиса в планетарном масштабе.
Научно-технический прогресс и производственная деятельность – основные, но не единственные причины возникновения экологических проблем. Другая группа причин лежит в сфере социальных отношений, в неспособности людей на нынешнем этапе предпринять согласованные и эффективные действия по защите природной среды. Уже сегодня при том экономическом и научно-техническом потенциале, который имеет человечество, возможно, если не полное, то значительное решение многих глобальных проблем. Однако эгоистические интересы, инстинкт потребительства, недальновидность мешают объединить усилия всех стран и народов при широком международном сотрудничестве для предотвращения экологической катастрофы.
Научно-технический прогресс порождает противоречия не только в сфере материального производства, в отношениях между обществом и природой, но и в духовной жизни. Улучшение материальных условий жизни, прогресс науки и техники, не сопровождающийся прогрессом в сфере человеческих отношений, в духовной, нравственной жизни людей, во многом обесценивается, а если он сопровождается кризисными явлениями, деградацией в этой важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности, то сомнительна сама постановка вопроса об общественном прогрессе.
Немецко-французский мыслитель, близкий к философии жизни, А. Швейцер (1875–1965) писал: «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развивалась намного сильнее, чем духовная. ...Восторгаясь успехами науки и практики, мы пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем материальные достижения и не признаем значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».
Нынешний этап НТР значительно расширяет возможности людей в вопросах овладения знаниями, получения информации, приобщения к достижениям культуры. Однако НТР наряду с позитивными переменами порождает и негативные явления и тенденции в духовной жизни людей, связанные, прежде всего с утверждением в сознании людей технократического мышления, утилитаристским подходом к жизни.
В сознании многих наших современников перевернута система ценностей. На первом месте – материальное благополучие, деньги, карьера, власть. Стремление к материальным благам естественно, но когда оно становится смыслом жизни и единственной целью, то это ведет к деградации общества. Из отношений людей, поставивших смыслом жизни достижение материальных благ, и не объединенных никакими высокими идеалами, уходит любовь, дружба, взаимопомощь, милосердие, сострадание. Все строится на голом расчете, люди рассматривают друг друга как средство достижения своих корыстных целей. Вряд ли люди будут счастливы от того, что будут иметь высокое материальное благополучие, но жить в мире ненависти и зла.
Возникновение глобальных проблем свидетельствует, что человечество вступило в новый исторический этап. Развитие и укрепление международных связей, расширение сотрудничества стран и народов – необходимое условие для выживания и развития цивилизации. Только объединенными усилиями, опираясь на весь творческий, научно-технический и экономический потенциал всего человечества, возможно решить глобальные проблемы.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!