logo
disk / Философия,логика гуманитас

Русская зарубежная философия

XX век дал замечательную плеяду других русских мыслителей: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина И.Л. Солоневича, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и многих других. Но естественный процесс развития отечественной философии был прерван в 1917 году. Начались преследования. В 1922 г. большую группу известных философов выслали из страны. Другие были репрессированы, закончили жизнь в лагерях (в том числе П.А. Флоренский и Л.П. Карсавин).

Возникшая официальная советская философия занималась трактовкой учения Маркса и Ленина, и, как правило, в ней не появлялось оригинальных идей. В то же время ученые, оказавшиеся в эмиграции, создавали довольно интересные теории, особенно в области социальной философии. И.А. Ильин (1882–1954) и И.Л. Солоневич (1891–1953) рассматривали проблемы развития России в новых условиях. Возрождение страны они видели в обращении народа к Православию, которое по их убеждению, отражает духовную сущность русских людей. Изначально главное в их жизни – не материальные блага, а богатая духовная жизнь. Возрождение Святой Руси – не только возможная реальность, но и необходимость. Только в этих условиях сохранится русский народ.

Что же касается государственного устройства, считали Ильин и Солоневич, то для России – это православное самодержавие. Однако введение монархической формы правления нельзя форсировать, оно возможно только при осознании народом необходимости этой меры.

Характерно, что социально-философская проблематика активно разрабатывалась и в православном богословии (Митрополит Иоанн (Максимович), Митрополит Антоний (Храповицкий), отец А. Ельчанинов, отец Г. Флоровский. Анализ глубинных причин российской смуты соединен здесь с выяснением перспектив духовной жизни. Постигшее страну бедствие – следствие отступления русских людей от Бога, допущение ими гибели православной державы и благочестивого царя. И только через покаяние пролегает путь к возрождению народа и страны.

Отдельно следует сказать о философии Н.А. Бердяева (1874–1948). Она сознательно противостоит основным канонам христианства, хотя оперирует многими христианскими ценностями. Если Православие говорит о предоставлении Богом человеку свободы выбора, то Бердяев утверждает, что свобода предшествует творению мира, она изначальна. Однако в этом случае свобода теоретически оказывается самодовлеющей субстанцией, существующей безотносительно всего другого, а практически – самоцельно.

Много внимания уделял Бердяев исследованию сущности творчества. Он понимал его как продолжение творения мира. Творческий акт, считал философ, – это рождение нового бытия, и через творчество можно прийти в Царство Божие.

Человеку необходимо стремиться к тому, чтобы преодолеть свою разобщенность с Богом. Преодоление такой разобщенности возможно только сообща, ибо истинно «свободный дух общителен и не является индивидуалистически изолированным». Коллективное духовное единение людей – коммюнаторность – характерная черта русского народа и поэтому именно русскому народу и России в целом Бердяев отводил ведущую роль в спасении всего человечества. Повышение материального уровня без возвышения духа не поможет решению экзистенциальных проблем, ибо человечество все равно останется «лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и творчества», а трагический конфликт между личностью и обществом, личностью и космосом, личностью и смертью, временем и вечностью – будет возрастать по своей напряженности», если не будет достигнуто соборное духовное единство человечества.

Сегодня перед отечественной философией стоят сложнейшие проблемы осмысления сущности человека, его духовного мира, познания, путей общественного развития, исторических судеб России, наконец, выживания человечества – и все это применительно к новым условиям начала XXI века. Плодотворное решение этих задач непосредственно связано с лучшими традициями русской философии: исследование теоретических вопросов в контексте запросов социальной практики; духовная, нравственная направленность философского осмысления глобальных проблем бытия человечества; исследование духовной сущности человека.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Когда зародились первые философские идеи на Руси?

  2. Каковы основные черты русской философии?

  3. В чем сущность учения Г.С. Сковороды о тождестве трех миров?

  4. Раскройте смысл понятия «соборность» в философии славянофилов.

  5. Дайте характеристику основным социально-философским идеям западников и славянофилов.

  6. Как соотносятся организация и свобода в учении К.Н. Леонтьева?

  7. В чем смысл философии Всеединства?

  8. Что стоит за понятием Богочеловечества в объяснении исторического процесса?

  9. В чем В.С. Соловьев видит историческое призвание России?

  10. Что такое русский космизм и каковы его направления?

  11. Раскройте сущность теории «общего дела» Н.Ф. Федорова.

  12. Дайте характеристику понятия свободы в философии Н.А. Бердяева.

  13. Какие социально-философские проблемы осмысливались в рамках современного православного богословия?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Согласно учению Г.С. Сковороды, Вселенную и человека связывает:

а) практическая деятельность;

б) божественное происхождение Вселенной и человека;

в) мир символов.

2. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм, микрокосм и мир символов:

а) митрополит Илларион;

б) Г.С. Сковорода;

в) А.С. Хомяков.

3. Кому принадлежит высказывание о том, что Россия не имеет внутреннего стержня культурного развития, не дала миру ни одной идеи, оставшись в стороне от культурного прогресса:

а) А.И. Герцену;

б) П.Я. Чаадаеву;

в) Ю.Ф. Самарину.

4. Сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям характеризует понятие:

а) софийности;

б) всеединства;

в) соборности.

5. Представители славянофильства:

а) И.В. Киреевский;

б) А.И. Герцен;

в) А.С. Хомяков;

г) Ю.Ф. Самарин;

д) В.Г. Белинский;

е) К.С. Аксаков.

6. Социально-культурное многообразие удерживается, по мнению К.Н. Леонтьева, прежде всего:

а) развитием науки и техники;

б) государственной политикой;

в) религией.

7. Социальный идеал В.С. Соловьева:

а) демократия;

б) самодержавие;

в) свободная теократия.

8. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России И.А. Ильин и И.Л. Солоневич:

а) монархию;

б) республику;

в) диктатуру.

9. Представителем религиозного космизма является:

а) Н.Ф. Федоров;

б) П.А. Флоренский;

в) В.И. Вернадский;

г) А.Л. Чижевский.

10. Мысль о том, что свобода предшествует бытию принадлежит:

а) Н.А. Бердяеву;

б) А.С. Хомякову;

в) В.С. Соловьеву;

г) Н.Ф. Федорову.

11. Согласно Н.А. Бердяеву, путь человека в Царство Божие лежит через:

а) веру;

б) познание;

в) творчество.