Русская зарубежная философия
XX век дал замечательную плеяду других русских мыслителей: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина И.Л. Солоневича, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и многих других. Но естественный процесс развития отечественной философии был прерван в 1917 году. Начались преследования. В 1922 г. большую группу известных философов выслали из страны. Другие были репрессированы, закончили жизнь в лагерях (в том числе П.А. Флоренский и Л.П. Карсавин).
Возникшая официальная советская философия занималась трактовкой учения Маркса и Ленина, и, как правило, в ней не появлялось оригинальных идей. В то же время ученые, оказавшиеся в эмиграции, создавали довольно интересные теории, особенно в области социальной философии. И.А. Ильин (1882–1954) и И.Л. Солоневич (1891–1953) рассматривали проблемы развития России в новых условиях. Возрождение страны они видели в обращении народа к Православию, которое по их убеждению, отражает духовную сущность русских людей. Изначально главное в их жизни – не материальные блага, а богатая духовная жизнь. Возрождение Святой Руси – не только возможная реальность, но и необходимость. Только в этих условиях сохранится русский народ.
Что же касается государственного устройства, считали Ильин и Солоневич, то для России – это православное самодержавие. Однако введение монархической формы правления нельзя форсировать, оно возможно только при осознании народом необходимости этой меры.
Характерно, что социально-философская проблематика активно разрабатывалась и в православном богословии (Митрополит Иоанн (Максимович), Митрополит Антоний (Храповицкий), отец А. Ельчанинов, отец Г. Флоровский. Анализ глубинных причин российской смуты соединен здесь с выяснением перспектив духовной жизни. Постигшее страну бедствие – следствие отступления русских людей от Бога, допущение ими гибели православной державы и благочестивого царя. И только через покаяние пролегает путь к возрождению народа и страны.
Отдельно следует сказать о философии Н.А. Бердяева (1874–1948). Она сознательно противостоит основным канонам христианства, хотя оперирует многими христианскими ценностями. Если Православие говорит о предоставлении Богом человеку свободы выбора, то Бердяев утверждает, что свобода предшествует творению мира, она изначальна. Однако в этом случае свобода теоретически оказывается самодовлеющей субстанцией, существующей безотносительно всего другого, а практически – самоцельно.
Много внимания уделял Бердяев исследованию сущности творчества. Он понимал его как продолжение творения мира. Творческий акт, считал философ, – это рождение нового бытия, и через творчество можно прийти в Царство Божие.
Человеку необходимо стремиться к тому, чтобы преодолеть свою разобщенность с Богом. Преодоление такой разобщенности возможно только сообща, ибо истинно «свободный дух общителен и не является индивидуалистически изолированным». Коллективное духовное единение людей – коммюнаторность – характерная черта русского народа и поэтому именно русскому народу и России в целом Бердяев отводил ведущую роль в спасении всего человечества. Повышение материального уровня без возвышения духа не поможет решению экзистенциальных проблем, ибо человечество все равно останется «лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и творчества», а трагический конфликт между личностью и обществом, личностью и космосом, личностью и смертью, временем и вечностью – будет возрастать по своей напряженности», если не будет достигнуто соборное духовное единство человечества.
Сегодня перед отечественной философией стоят сложнейшие проблемы осмысления сущности человека, его духовного мира, познания, путей общественного развития, исторических судеб России, наконец, выживания человечества – и все это применительно к новым условиям начала XXI века. Плодотворное решение этих задач непосредственно связано с лучшими традициями русской философии: исследование теоретических вопросов в контексте запросов социальной практики; духовная, нравственная направленность философского осмысления глобальных проблем бытия человечества; исследование духовной сущности человека.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Согласно учению Г.С. Сковороды, Вселенную и человека связывает: а) практическая деятельность; б) божественное происхождение Вселенной и человека; в) мир символов. 2. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм, микрокосм и мир символов: а) митрополит Илларион; б) Г.С. Сковорода; в) А.С. Хомяков. 3. Кому принадлежит высказывание о том, что Россия не имеет внутреннего стержня культурного развития, не дала миру ни одной идеи, оставшись в стороне от культурного прогресса: а) А.И. Герцену; б) П.Я. Чаадаеву; в) Ю.Ф. Самарину. 4. Сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям характеризует понятие: а) софийности; б) всеединства; в) соборности. 5. Представители славянофильства: а) И.В. Киреевский; б) А.И. Герцен; в) А.С. Хомяков; г) Ю.Ф. Самарин; д) В.Г. Белинский; е) К.С. Аксаков. 6. Социально-культурное многообразие удерживается, по мнению К.Н. Леонтьева, прежде всего: а) развитием науки и техники; б) государственной политикой; в) религией. 7. Социальный идеал В.С. Соловьева: а) демократия; б) самодержавие; в) свободная теократия. 8. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России И.А. Ильин и И.Л. Солоневич: а) монархию; б) республику; в) диктатуру. 9. Представителем религиозного космизма является: а) Н.Ф. Федоров; б) П.А. Флоренский; в) В.И. Вернадский; г) А.Л. Чижевский. 10. Мысль о том, что свобода предшествует бытию принадлежит: а) Н.А. Бердяеву; б) А.С. Хомякову; в) В.С. Соловьеву; г) Н.Ф. Федорову. 11. Согласно Н.А. Бердяеву, путь человека в Царство Божие лежит через: а) веру; б) познание; в) творчество. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!