logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Социологические воззрения Радищева

Главной движущей силой общественного прогресса Радищев считал человеческий разум, просвещение. Вместе с тем большое значение в развитии общества он придает труду, выражая сожаление о том, что труд в обществе распределяется неравномерно, но такая не­равномерность, по его мнению, должна быть устранена в будущем обществе. Значительное влияние на истори­ческий процесс имеют, согласно Радищеву, также гео­графическая среда, «жизненные потребности», форма государственного устройства. «Природа, люди и вещи, – писал он – суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов» (Там же, стр. 404) В другом месте, возвращаясь к этой мысли, он утверждал, что «если климат и вообще естествен­ность на умственность человека столь сильно действу­ют, паче того образуется она обычаями, нравами, а первый учитель в изобретениях был недостаток. Разум исполнительный в человеке зависел всегда от жизнен­ных потребностей и определяем был местоположениями» (Там же, стр. 321). Радищев не соглашался с теми, кто считал, что одни народы более одарены, чем другие, что одни призваны развивать науку, совершенствовать знания, дви­гать прогресс, другие — постоянно оставаться в младен­ческом состоянии; он утверждал, что «развержение на­родного разума зависит от стечения счастливых обсто­ятельств».

Признавая активную роль народа в истории, Ради­щев не отрицал роли и значения выдающихся лично­стей. Но в отличие от многих просветителей XVIII в. он считал, что великие личности появляются не случай­но, а порождаются историческими потребностями, ибо «обстоятельства бывают случаем на развержение вели­ких дарований; но на произведение оных природа ни­когда не коснеет...» ( А. Н. Радищев. Избранные философские и общественно-политические произведения, стр. 402), (т. е. не скупится).

Высоко ценя Руссо и Монтескье, Радищев, однако, не согласился ни с мыслью Руссо о том, что республиканско-демократическое правление может быть осуще­ствлено только в малых государствах, а в больших дер­жавах лучшая форма — монархия; ни с положением Монтескье об обязательности «разделения правления» в государствах. По мнению Радищева, республиканско-демократическая форма государственного устройства как лучшая может быть осуществлена в любой стране независимо от ее размеров.

Острой критике подвергал Радищев колониализм и работорговлю Англии, Америки и других капиталисти­ческих стран. Говоря о Соединенных Штатах Америки, он осуждал строй, при котором «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысящи не имеют надежного про­питания, ни собственного от зноя и мраза укрова» (Там же, стр. 139—140.).

Радищев сыграл выдающуюся роль в освободитель­ной борьбе и развитии передовой общественной мысли России. В. И. Ленин высоко ценил патриотический под­виг Радищева, его выступления против насилия и гне­та царских палачей, помещиков и капиталистов. «Мы гордимся тем,— писал Ленин,— что эти насилия вызы­вали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, револю­ционеров-разночинцев 70-х годов...» ( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 107).