logo search
disk / Философия,логика гуманитас

Возникновение индийской философии и Упанишады

Индийская философия формировалась под влиянием двух мощных исторических факторов: пришедших во II тысячелетии до н.э. в страну арийских племен и местных древних цивилизаций (мохенджарской и хараппской).

Основу индийской идеологии составили арийские Веды – гимны, прославляющие богов и содержащие просьбы о земных благах (II тыс. до н.э.): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания).

В начале I тыс. до н.э. происходили усиленные процессы культурной и социальной дифференциации арийских племен, их обособления от местных народов. Складывалась система сословий, кастового деления общества.

Происходят серьезные изменения и в религиозно-фило-софских взглядах ариев. Если ранее гимны содержали просьбы о вполне земных благах, то позднее (VIII–VI вв. до н.э.) в так называемых Упанишадах – комментариях к Ведам, происходит активный поиск смысла жизни человека, истоков бытия мира. Массовым явлением становится религиозное отшельничество. Возникает множество школ, как следующих ведической традиции, так и делающих попытку неортодоксального осмысления сущности человека и мира.

Согласно Упанишадам, в качестве первоосновы бытия (бытие – все, имеющее место быть, то есть все существующее) выступает универсальный принцип – безличное сущее (брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). Различные формы бытия, как и бытие индивида, предстают тождественными универсальной сущности всего мира, проявлениями брахмы.

Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни, тесно связанный с нею закон воздаяния (карма). Восходящее к традиционным представлениям древних народов Индии учение о круговороте жизни представляет человеческое бытие как определенную форму бесконечной цепи перерождений. Закон кармы определяет постоянное включение атмана в процесс перерождений, а также будущее рождение и жизнь как результат всех деяний предшествующих жизней. В этом вечном круговороте жизни Бога как личности не существует, впрочем как не существует и человек, ограниченный пространством и временем.

Выход из цепи перерождений Упанишады видят в следовании человеком своей карме, полном осознании тождества атмана и брахмы. Лишь тогда индивидуальная душа (атман) выходит из-под влияния кармы, возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью, сливается с брахмой. Это и есть путь богов, изложенный в Упанишадах.