logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике

Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономи­ческие открытия, сделанные Галилеем с помощью скон­струированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении — «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образу­ющих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу «Колумба неба». Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а яв­ления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся плане­той, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце под­тверждали идею Бруно о физической однородности Зем­ли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластиками и церковника­ми, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую кар­тину мира. Если до сих пор католическая церковь по из­ложенным выше причинам была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Ко­перника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи счи­тали, что доказать эту гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Ко­перника даже в качестве гипотезы, а сама книга Копер­ника вносится в «Список запрещенных книг» (1616 г.). Все это поставило деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над совершенствованием доказа­тельств истинности теории Коперника. В этом отноше­нии огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики.

Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физи­ка, основывавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, была засорена представле­ниями о движении вещей в соответствии с их «приро­дой» и целью, о естественной тяжести и легкости тел, о «боязни пустоты», о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библей­скими мифами. Галилей путем ряда блестящих экспери­ментов постепенно распутал его и создал важнейшую отрасль механики — динамику, т. е. учение о движении тел.

Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инер­ции), и др.

Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571 —1630), было громадным. Понятие закономерности, естественней необхо­димости родилось, можно сказать, вместе с возникнове­нием философии. Но эти первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов антропоморфиз­ма и мифологии, что послужило одним из гносеологиче­ских оснований их дальнейшего толкования в идеали­стическом духе. Открытие же законов механики Галиле­ем и законов движения планет Кеплером, давшими строго математическую трактовку понятия этих законов и освободившими понимание их от элементов антропо­морфизма, увязывается с чисто физическими представ­лениями. Тем самым впервые в истории развития чело­веческого познания понятие закона природы приобрета­ло строго научное содержание.

Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории Коперника, которая была непо­нятна большинству людей, не знавших этих законов.. Например, с точки зрения «здравого рассудка» кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состо­ял один из самых «сильных» аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что равномерное дви­жение тела нисколько не отражается на процессах, со­вершающихся на его поверхности. Например, на движу­щемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. Поэтому трудно обнаружить равно­мерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле.

Все эти идеи великий ученый сформулировал в «Диа­логе о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632), научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих «за­блуждений». Его книга была запрещена, однако при­остановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бру­но и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыс­литель фактически вышел победителем.