logo search
disk / Философия,логика гуманитас

Виды понятий

В практике мышления функционирует огромное множество самых разнообразных понятий, которые подчиняются собственным правилам. Поэтому в логике выделяют виды понятий по логическим характеристикам их структуры – содержания и объема:

По характеру признаков в содержании понятий в логике выделяют понятия: положительные и отрицательные, относительные и безотносительные. Положительным называют понятие, в содержании которого имеются только положительные признаки, например: «экономист», «юрист», «порядок», «действие». Отрицательным называют понятие, в содержании которого присутствует хотя бы один отрицательный признак или указание на отсутствие того или иного положительного признака, например: «беспорядок», «бездействие», «невиновность», «аморальность», «человек, не знающий страха». Отрицательным является и понятие «параллельные прямые», так как существенным в содержании данного понятия является отрицательный признак «не пересекаются в данной плоскости».

Деление понятий на относительные и безотносительные связано с делением признаков на признаки – отношения и признаки – свойства (см. определение признака). Относительным называют понятие, в содержании которого хотя бы один признак – отношение, указывающий на отношение к другому объекту. Например: кредитор, истец, мать, причина. Безотносительное понятие – это понятие, в содержании которого присутствуют только признаки – свойства, например: растение, животное, человек, экономист.

По типу элементов объема выделяют конкретные и абстрактные понятия. Если элементы объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация – то понятие конкретное. Если же элементами объема понятия являются свойства или отношение, то понятие называют абстрактным. Например, понятия: стул, преступление, собственность, вечный двигатель, революция – конкретные понятия, так как в них мыслятся предметы, события, явления, пусть даже реально не существующие, а понятия: компетентность, преступность, добросовестность, белизна, занятость – абстрактные.

Элементы объема понятия могут быть единичными объектами, а могут сами быть множествами объектов. В связи с этим выделяют два вида понятий: собирательные и несобирательные. Собирательное понятие – это понятие, элементы объема которого представляют собой множество однородных объектов. Например, понятия: толпа, прокуратура, библиотека, коллектив, созвездие.

Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому объекту данного множества (отдельные книги – это еще не библиотека, а отдельные сотрудники еще не коллектив). Отсюда другая особенность подобных понятий: то, что высказывается о множестве объектов в целом, может не относиться к каждому из его элементов (если затопило библиотеку – это не означает, что затоплена каждая книга).

Различия между объектами мысли находят свое выражение также между понятиями по количественной характеристике их объема. Соответственно этому в логике выделяют общие, единичные и пустые понятия. Общими называются понятия, объем которых включает более одного элемента, например: «четное число», «планета», «европейское государство».

Единичные понятия – это понятия, объем которых состоит ровно из одного элемента, например: «столица России», «Земля», «ООН». Пустыми называют понятия, объем которых не включает ни одного реально существующего элемента, например: «кентавр», «идеальный газ», «русалка».

Любое понятие можно охарактеризовать сразу по всем указанным основаниям. Например, понятие «Кодекс законов» – общее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Оно общее, так как кодекс законов бывает разный: Советский кодекс законов, Кодекс законов России, кодекс законов Великобритании.

Оно – собирательное, поскольку элементами его объема являются различные кодексы законов, которые сами по себе представляют множество законов. Это конкретное понятие, то есть в нем мыслится не свойство и не отношение, а объект. Оно – положительное и безотносительное, потому что в его содержании нет отрицательных признаков и признаки его содержания не указывают на отношение к чему-либо.