logo search
Учебник

Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение

Во второй половине XIX века психология отделилась от философии и стала самостоятельной научной дисциплиной. Главной ее целью в то время являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции (самонаблюдения). Это направление, получившее название структурной школы,основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в г.Лейпциге. В качестве основной задачи психологии В. Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы в соответствии с традицией поставить в центр психической жизни человека сознание, З. Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого, подобно сознанию в психической жизни человека, выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в позапрошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — внеосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

З. Фрейд (1856-1939) первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности - оговорки, описки и тому подобное. Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой данным психологическим направлением - оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно З. Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Трудно дать оценку современным представлениям о структуре личности человека, не отдав должного признания теории З. Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние З. Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным, более того, у З. Фрейда найдется не много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим во времена, когда он жил и работал, представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики З. Фрейд создал: 1) первую развернутую теорию личности; 2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе; 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств; 4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами. В этой главе мы рассмотрим теорию З. Фрейда и лежащие в ее основе исходные положения.