logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон

XIII век выдвинул не только крупных систематизаторов схоластики, но и ряд видных ученых. Крупней­шим из них был Роджер Бэкон (ок. 1214—1292). Образование Бэкон получил в Окс­форде, в Париже он вступил в орден францисканцев и здесь же начал преподавательскую деятельность.

В учении Бэкона слышится протест против социаль­ных основ феодального общества. В критике нравов своей эпохи он не останавливается ни перед кем, не щадит даже самого папы. В ответ на эту критику последовало осуждение его учения, а сам Бэкон под­вергся длительному тюремному заключению (1278 — 1292), из которого был освобожден только незадолго до своей смерти.

Историческое значение научных и философских идей Р. Бэкона неодинаково. В науке, логике науки он под­линный новатор, далеко опередивший свое время. В фи­лософии он во многом не только позади своих науч­ных идей, но и позади философии своего времени. Как и старые схоластики, он сводит задачи философии все­го лишь к защите религиозной веры. В его взглядах на познание есть значительная примесь мистики и тео­логии. Однако в противоречии со всеми этими мисти­ческими элементами Роджер Бэкон выдвинул новое критическое понимание схоластики и новое понимание науки.

Предварительным условием достижения истины Бэкон считал устранение препятствий, встающих на пути познания и порождающих заблуждения. Главные из них, по его мнению, влияние незаслуженного авторитета, сила надолго укоренившейся привычки, пред­рассудки невежества и стремление ученых скрывать собственное незнание под видимостью мудрости. Путь к истине лежит через изучение древних языков, мате­матики, оптики, через экспериментальные исследова­ния, богословие. Р. Бэкон отделяет понятие материи от понятия бога, развивает новые идеи о фигурах тел, о мире, о движении, о времени и вечности, о пустоте! Он указывает на важное значение астрономии для ве­дения точной хронологии и разрабатывает проект ре­формы юлианского календаря, которая была осуществ­лена только спустя три века.

Основными средствами и источниками знания Род­жер Бэкон считал опыт, логическое рассуждение и ав­торитет. Истинность даже самых правильных (в смысле логичности) рассуждений должна удостоверяться опы­том. Из всех источников знания опыт один имеет цен­ность сам по себе. Ценность же авторитета и даже логического рассуждения зависит от опыта. И все же опыта недостаточно для достижения истины. Поэтому на помощь ему должны быть привлечены высшие спо­собы познания — философия и богословие. В учении о ступенях высшего знания Р. Бэкон покидает почву науки и вступает на путь мистики.