logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Августин

Из всех западных «отцов церкви» наибольшее влияние на развитие философии феодального общества вплоть до XIII в. ока­зал Августин (354—430). Уроженец Тагаста в африкан­ской Нумидии, Августин испытал влияние академиче­ского скептицизма, Платона и особенно неоплатоников. Из нехристианских религиозных учений на него повлия­ло манихейство. Преодолев эти влияния, Августин в зрелом возрасте принял христианство. Он написал ряд богословских сочинений, в которых доказывал, что бог — высшее бытие. В боге пребывают вечные и неизменные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице за­нимает человек — малый мир («микрокосм»). Он соеди­няет в себе природу материальных тел — растений и животных — и обладает, сверх того, разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Субъективно человек дей­ствует свободно, но все, что он делает, делает через него бог. Своим предвечным решением бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, Других — для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учения о бо­жественном предопределении. Божественное предопре­деление — источник двух противоположных царств: бо­жьего и земного. Земное царство в своей основе разбойничий стан, держится лишь войной, завоеванием я насилием. Высшее выражение небесного царства — церковь. Но и церковь только отчасти совпадает с божьим царством, она подобна гумну, на котором есть и пше­ница, и плевелы. Земная церковь только приготовление к небесной.

В учении Августина отразились глубокие противоре­чия деградирующего рабовладельческого общества и трудности рождения шедшего ему на смену феодаль­ного общества. В его учении о предопределении сказа­лось бессилие отдельной личности, не властной изме­нить существующий в мире порядок, активно воздействовать на протекающие в мире события и на действую­щие в нем враждебные человеку силы.