logo search
Учебник

§ 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг

Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не совсем связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход З. Фрейда к личности, либо пересмотреть его. З. Фрейд привлекал и воодушевлял многих интеллектуалов, разделявших его взгляды. Некоторые из этих ученых остались верны психоанализу как теоретической системе; они просто отшлифовали его и приблизили к современности. Другие пошли в ином направлении и заняли собственные, часто антагонистические позиции.

Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с З. Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы З. Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. У других теоретиков также имелись разногласия с З. Фрейдом по многим позициям, и они продолжали создавать конкурирующие между собой школы. Однако, за исключением А. Адлера и К.Г. Юнга, ни один из них не создал совершенно самостоятельной теории, которая могла бы соперничать с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения. Оба они внесли значительный вклад в понимание человеческой личности, и некоторые из их идей вписались в основное русло современной психоаналитической философии.

Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Он подчеркивал социальные детерминантыличности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей:

• творить свою судьбу;

• преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;

• совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

Как и А. Адлер, К.Г. Юнг критиковал З. Фрейда за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным сексуальным побуждениям. Центральная тема, поднятая К.Г. Юнгом, отражает идею о том, что на людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый опыт. К.Г. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Акцент при этом он делал на личностном росте.

Альфред Адлер (AlfredAdier) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как З. Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от З. Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, А. Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

А. Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение, всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть — когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.

Альфреда Адлера часто представляют как ученика Зигмунда Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой З. Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как “неофрейдиста”. В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с З. Фрейдом. Более того, А. Адлер никогда не учился под руководством З. Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что являлось необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. К сожалению, А. Адлер и З. Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и З. Фрейд оставался враждебно настроенным к А. Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций А. Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии личности развивались как антитезисы теории З. Фрейда.

Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. А. Адлер дал своей теории название “индивидуальная психология”, поскольку в латыни “individuum” означает “неделимый” — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. А. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению А. Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, в сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности А. Адлер определял какстиль жизни.В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. А. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, А. Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению А. Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия я определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно он считал, что люди обладают творческой силой,которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более чем что либо другое побуждает многих психологов считать А. Адлера предвестником современной гуманистической философии жизни.

Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем — семьи, сообщества: “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”. Ведущим в теории А. Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте,и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественноечувство общности,илисоциальный интерес, —врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, теория индивидуальности А. Адлера психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции А. Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории личности.

Твердо придерживаясь феноменологической традиции, А. Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной “схемой апперцепции”. Далее А. Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями —личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо “честность — лучшая политика”, или “каждый за себя”, или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Он полагал, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: “Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая — эффект будет один и тот же”. В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности и его теория продолжает играть большую роль в анализе личности как субъекта деятельности.

Работы З. Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг считается самым выдающимся из таких “отступников”.

Как и З. Фрейд, К.Г. Юнг посвятил себя изучению влияния динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, получившей название аналитической психологии,индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. З. Фрейд трактовал либидо в основном как сексуальную энергию, а К.Г. Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. В понимании К.Г. Юнга энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают. Как и А. Адлер, К.Г. Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой “приложение к половым железам”.

Воззрения К.Г. Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению человеческой личности. “Моя жизнь — это история самореализации бессознательного”. Вторую половину своей жизни он посвятил путешествиям по всему миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня. В результате переработки К.Г. Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология,, археология, мифология, теология и литература. Широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым авторским стилем К.Г. Юнга является причиной того, что его психологическая философия считается наиболее трудной для понимания.

К.Г. Юнг утверждал, что душа(в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эгоявляется центром сферы сознания. Оно представляет собой компонентpsyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательноевмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако К.Г. Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себекомплексы,или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. К.Г. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, К.Г. Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам К.Г. Юнг, в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия.Архетипэто прообраз, идея, бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, они являются образцами инстинктивного поведения [14. С.73].

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева, Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Персона

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Маска

Тень

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Саддам Хусейн

Самость

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала (Круг)

Мудрец

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью. В ряду множества архетипов, описанных К.Г. Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть и т.д. К.Г. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

К.Г. Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы (круги), являющиеся символическими воплощениями единства и целостности человеческого “Я”. К.Г. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Наиболее известным вкладом К.Г. Юнга в понимание структуры человеческой личности считаются описанные им две основные направленности мышления - экстраверсия и интроверсия. Согласно К.Г. Юнгу, обе эти ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно немного преобладает, что и обеспечивает ее доминирование. В экстравертной установке проявляется направленность мышления на внешний мир - на других людей и предметы - они интереснее, значимее и информативней. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Изолированно друг от друга эти две установки не существуют - они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: одна проявляется как ведущая, вторая - как вспомогательная.

Вскоре после того, как К.Г. Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им - это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство К.Г. Юнг отнес к разряду рациональных, поскольку они позволяют образовывать суждения о реальном и непосредственном жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, основываясь на логике и аргументах. Противоположная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-то или вызывает скуку”. По К.Г. Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых - определить, является ли оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - К.Г. Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем (ощущение) мире или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего момента опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть, а не внешнюю форму жизненных событий.

Каждый человек, по мнению К.Г. Юнга, наделен всеми четырьмя психологическими функциями одновременно. Однако аналогично тому, как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, а стало быть, и осознаваемой, только одна функция из рациональной или иррациональной пары преобладает, управляет мышлением и поведением и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Из перечисленных функций ведущей может быть любая и поэтому наблюдать в реальности можно мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный психологические типы индивидуумов. Согласно концепции К.Г. Юнга для совладания с жизненными обстоятельствами личности необходимо использовать все противоположные функции и поэтому в идеале нужно стремится к интегрированности, своеобразному “доразвитию” вспомогательных функций - большей осознанности их деятельности в структуре собственного мышления. Процесс интеграции всех функций личности К.Г. Юнг назвал процессоминдивидуации.

Итак, индивидуальная психология А. Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология К.Г. Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

А. Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, обладающая социальной принадлежностью.

Согласно А. Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению целей, ориентированных на превосходство или совершенство. По А. Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работы, дружбы и любви. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, А. Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

А. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума и определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Он различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес — внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения А. Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Судя по исходным положениям, которых придерживался А. Адлер, этот ученый, отнюдь не будучи “неофрейдистом”, как он сам считал, может быть гораздо лучше понят как предвестник современной гуманистической и феноменологической философии. Его философия индивидуальности отражает:

• сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменности, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

• умеренную приверженность положению рациональности;

• промежуточную позицию по положению конституционализм — инвайронментализм (экологически мыслящий субъект).

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.

Главные усилия К.Г. Юнга были сосредоточены на пересмотре природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.

К.Г. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В этом представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное — это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. Символом архетипа самости является мандала (круг).

К.Г. Юнг прославился своей теорией психологических типов, нашедшей в дальнейшем развитие в работах других ученых. Результатом комбинации двух видов личностных ориентации и четырех психологических функций явились восемь различных типов личности, описаных Юнгом.

Рассматривая вопрос о развитии личности, К.Г. Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин “индивидуация”. Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По мнению К.Г. Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную общественность.