§ 5. Методы философии
В нашей теме рассмотрены проблемы роли философии по отношению к человеку и обществу. Сейчас мы попытаемся разобраться в философских методах, т. е. ответить на вопрос о том, как работает, что делает философия со знанием как объектом своего исследования. В базовом учебнике «Введение в философию» философские методы деятельности представлены как некоторые функции философии по отношению к своему объекту (знаниям): экспликация универсалий культуры, рационализация и систематизация. Мы попытаемся выяснить как и за счет чего эти функции могут реализовываться.
Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, на которых базируется та или иная система научных знаний, та или иная конкретная культура, или общие свойства человеческого существования. Эти общие идеи и представления обычно называются категориями, или универсалиями культуры. Поэтому первую функцию философии авторы учебника назвали функцией экспликации универсалий. Эту функцию можно представить и как метод. Экспликация универсалий должна базироваться в идеале на методе индуктивного обобщения. Например, изучая знания различных наук (биологии, физики, математики и т.д.), философ обнаруживает, что все эти науки исследуют системы. Следующий шаг философа заключается в утверждении: «Весь мир системен». Но это в идеале, реальная же практика философской деятельности заключается в том, что каждый философ включен в определенную традицию, в определенную философскую школу, а каждая школа и традиция имеет сложившуюся теорию. Поэтому, экспликация универсалий культуры может осуществляться и путем дедуктивного вывода из имеющихся философских знаний, из философских теорий. Здесь исходная философская теория выступает своеобразным методом получения новых знаний.
Зададим вопрос: «Почему, происходит несоответствие идеала и реальной практики философской деятельности?» По-видимому, потому, что не существуют идеальных условий. Не существует человека, который одинаково хорошо разбирался бы во всех науках сразу (и кроме того, еще во многих областях культуры). Не существует человека, который был бы полностью изолирован от прошлой познавательной традиции, ведь только в ней человек становится познающим человеком.
Можно задать следующий вопрос: «Зачем иметь такие идеалы, которые не выполняются?» В данном случае философия заимствовала этот идеал из естественных наук. Помня о том, что все знание в научном идеале должно выводиться из эмпирической реальности, философ как бы «задним числом» ищет в научных знаниях и других областях культуры подтверждения своим положениям. Этот процесс задает большую обоснованность философским положениям, но, самое главное, позволяет интерпретировать и рационализировать выявленные категории и универсалии культуры.
Что значит интерпретировать и рационализировать? Предположим, что мы выявили категорию «система». Но физика изучает совершенно иные системы, чем биология, социология, психология и т.д. Следовательно, философ должен подвести понятие «система» под такое определение, которое устраивало бы и физика, и биолога, и социолога, т.е. философу необходимо выявить общую сущность понятия «система». Этот процесс выявления сущности и смысла понятий мы и будем называть рационализацией.
Рационализация и интерпретация в основном базируются на герменевтическом методе понимания. Мудрость, а тем более философия как «любовь к мудрости», означает не только познать, но и понять.
Что же представляет из себя метод герменевтической интерпретации и понимания? П. В. Алексеев и А. В. Панин пишут: «Этот метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности. Для философов такой способ познания не ограничен литературными текстами, взятыми из истории философии, он охватывает все, во что вложены человеческие действия, мысли и чувства; жизненный опыт самого философа и других людей, осмысливаемый философом, тоже осваивается посредством герменевтики. Применительно к явлениям природы понимание связано с выявлением значения тех или иных явлений в общей системе природы для человека и человеческой цивилизации, их мировоззренческой значимости. За ними не стоит деятельность человека или какого-то иного духа, подлежащая расшифровке. В данном случае понимание есть истолкование, интерпретация».
Содержание истолкования той или иной категории, той или иной универсалии культуры определяет взаимосвязь выявленной категории или универсалии с другими категориями или универсалиями. Систематизация универсалий есть, с точки зрения авторов «Введения в философию», третья функция философии. Систематизация, по-видимому, базируется на всем аппарате формальной логики. Систематизировать - это, собственно, означает задать те или иные структурные связи, а сделать это вне дедуктивного аппарата формальной логики представляется делом затруднительным.
Здесь уместно задать вопрос: «Что является главным методом для философа, который полагает, что предметом его философии является целостность человеческого переживания, внутренний мир человека в его целостности, настроение, в конечном счете?» Тут без эмпатии не обойтись.
Эмпатия (от англ. empathy - вчувствование, проникновение) означает восприятие внутреннего мира другого человека как целостного, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его духовной жизни.
Как мы видим, философия пользуется достаточно широким спектром методов. Но какие из них являются специфичными, чисто философскими методами? С нашей точки зрения, это философская теория как метод и мудрость как понимание. Поэтому, как эти методы не описывай и не определяй, научится философствованию можно, только изучая философию.
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература