logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

§ 3. Философская мысль в Японии

Философская мысль в Японии зародилась в эпоху феодализма под влиянием китайской, индийской и ко­рейской философии. Господствующей идеологией в Япо­нии в XIII—XV вв. были конфуцианство и буддизм. Японский буддизм подобно китайскому и корейскому считал внешний, материальный мир видимостью.

Конфуцианство в Японии получило поддержку со стороны господствующего класса и императорской власти вследствие консервативности его социальных идей, в особенности учения о законе неба, который предписы­вает покорность властям, любовь и уважение к ним. В XVII в. Накаэ Тодзю преобразовал метафизику конфуцианства в систему субъективного идеализма.

Наряду с древним классическим конфуцианством в Японии начиная с XIV в. стало распространяться и; неоконфуцианство, которое стало официально государственной идеологией при династии Токугава. Главными представителями неоконфуцианства в Японии были Фудзивара Сэйка (1561—1619) и Хаяси Радзан (1583— 1657). В основу своих учений они положили фило­софию китайского неоконфуцианца Чжу Си, стремясь примирить конфуцианство с буддизмом. Они разрабо­тали систему объективного идеализма, согласно которой идеальное начало ри первично и господствует над всем сущим, а материальное начало ки вторично и подчи­нено ри.

С критикой неоконфуцианства выступил в XVII в. Ямага Соко, требовавший возвращения к первоначальному конфуцианству, которое, по его мнению, исказили неоконфуцианцы. Соко учил, что мир не сотворен, он вечен и принял свой нынешний вид по естественной необходимости. Мир не имел начала и не будет иметь конца, в нем происходят непрерывное движение, разви­тие, вечное творчество. Гибель одной вещи есть возникновение другой.

В XVII в. материалист и атеист Ито Дзинсай (1627— 1705) выступил с утверждением, что идеальное начало: ри есть лишь атрибут материального начала ки. Признавая первичность материи, он учил, что материальный мир существует вечно, что он все время находится в движении, абсолютного же покоя в природе никогда не бывает. Дзинсай отрицал существование бога как творца природы.

Видным материалистом этого периода в Японии был Шайбара Эккен (1630—1714), автор книги «Великие сомнения». Он признавал вечность материи и отрицал са­мостоятельное, независимое от материи существование духа. Эккен был противником господствовавшего в Япо­нии феодально-монархического режима; он заявлял, что не феодалы, а крестьянство должно считаться высшим сословием, основой государства, так как оно своим тру­дом кормит весь народ.

Выдающимся философом-материалистом был также Муро Кюсо (1658—1734), который вел борьбу против мистики и субъективного идеализма. Критикуя взгляд, будто ощущения суть чи­сто субъективные переживания, Кюсо указывал, что цвета, звуки, вкусы и т. д. существуют в самих вещах. Враг буддийской и синтоистской религии. Синтоизм (от слова «синто» — путь богов) — древнейшая религия японцев, основа которой — обожествление сил природы, культ предков и мистики, Кюсо вы­ступил против обоготворения императора и говорил, что монарх должен почитать народ, «как само небо».

Выдающимся философом-материалистом и атеистом был Андо Сёэки (конец XVII — первая половина XVIII в.). В книге «Истинные законы природы» он под­верг критике учения неоконфуцианцев и буддистов о природе, доказывая, что бесконечная природа сущест­вует и действует сама по себе, что причина движения материи в ней самой. Сёэки был выразителем антифео­дальных устремлений народа. Он отрицательно отно­сился к господствующему общественному строю в Япо­нии, критиковал его как строй насилия над народом и мечтал о таком общественном порядке, при котором не будет ни богатых, ни бедных, ни высокопоставленных, ни простонародья. Главным источником зла в общест­венной жизни Сёэки считал частную собственность, по­рождающую социальное неравенство. Сёэки выступал также против духовного гнета церкви, обвиняя ее в том, что она служит целям укрепления господствующего строя и оправдывает его как божественное установление, которое должно существовать вечно.