logo search
Учебник

§ 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения

К числу ярких основоположников философии Просвещения относится Шарль Луи де Монтескье (1689-1775). Его важнейшие произведения: «Персидские письма» (1721), «Рассуждение о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748). Этот философ интересен, прежде всего, тем, что свои социально-философские воззрения он развивал из идеи о том, что природная среда - очень важный, определяющий фактор в формировании народов, в возникновении у них различных типов социального уклада.

Природные и исторические условия жизни народов, по Монтескье, являются определяющими для их политической жизни. При возрастании исторической роли какого-то государства, его укреплении, возвеличивании, или, наоборот, при его разрушении всегда имеются «общие причины как духовного, так и физического порядка», причем все исторические случайности на самом деле таковыми не являются. Они подчинены этим духовным и физическим причинам.

Вольтер – основоположник французского Просвещения. Полное имя его – Франсуа Мари Аруэ (1694-1774). Родился он в Париже в состоятельной, аристократической семье. Его отец был нотариусом. Значительное влияние на воспитание мальчика оказал крестный отец аббат де Шатонеф. Он был вольнодумец и свои взгляды передал подопечному. Франсуа прошел десятилетнее обучение в иезуитском колледже. Мальчик был талантлив, обладал пытливым умом, рано стал писать стихи. Вопреки желанию родителей Франсуа избрал карьеру литератора, стал идеологом «третьего сословья».

Вольтер был рано лишен материальной поддержки со стороны отца и из-за этого он вынужден был серьезно заниматься коммерческой деятельностью. За свое политическое свободомыслие и сатиру, обличавшую моральное разложение феодально-абсолютистской Франции, Франсуа провел в Бастилии 11 месяцев. Славу принесла ему трагедия «Эдип» (1718), поставленная на парижской сцене. После этого триумфа Франсуа взял себе псевдоним Вольтер.

Судьба Вольтера была полна различного рода превратностей. Он постиг: что такое слава, что такое преследование. В 1726-1729 годах он был вынужден проживать в Англии. Этим Вольтера наказали за попытку проведения дуэли с оскорбившим его аристократом. Вернуться во Францию ему было позволено только при условии, что он не будет жить в Париже. В Париж он смог вернуться незадолго до своей смерти. В этом городе он и умер. Вольтер был выходцем из «третьего сословья», в виду этого многократно испытывал различного рода притеснения как со стороны аристократов, так и со стороны представителей еще более низших социальных слоев.

Литературное наследие Вольтера обширно. Он написал много как художественных произведений, так и философских. Французское академическое собрание сочинений Вольтера насчитывает 52 тома. С философской точки зрения особо интересны его произведения: «Метафизический трактат»(1734), «Философские письма» (1734), поэма «Рассуждения о человеке» (1737), «Основы философии Ньютона» (1738-1740), «Философия истории» (1765), «О душе» (1774) и еще ряд других.

Личность Вольтера, его общественная деятельность и литературные труды оказали огромное влияние на многие поколения людей. Еще при жизни Вольтер стал известен за пределами Франции.

Философия Вольтера сформировалась под влиянием идей многих выдающихся философов. Исследователи творчества Вольтера особо выделяют воздействие на его взгляды трудов Дж. Локка, представителей английского Просвещения, особенно Дж. Беркли, выдающегося немецкого философа Г.В. Лейбница.

Вольтер был мастером философской критики. Ему удавалось находить слабо аргументированные моменты в рационалистических воззрениях Б. Спинозы, Р. Декарта. Г. Лейбница и других мыслителей. Являясь приверженцем сенсуализма Дж. Локка, он, однако, считал необходимым признать существование «безусловных истин». Иначе говоря, таких истин, которые существуют независимо от наших чувств. Мышление Вольтер считал атрибутом материи, и настаивал на том, что существует зависимость между человеческим сознанием и органами его чувств.

Признавая существование «всемирного разума», являющегося основанием для многообразия объектов нашего мира, разделяя взгляды деистов, Вольтер очень сильно критиковал религию как теоретическую систему и социальный институт. Особенно яростно он обличал католическую церковь: «Раздавите гадину!» - один из его афоризмов. Он считал, что нельзя постичь: бессмертна ли человеческая душа? Вольтер особо важное значение придавал борьбе с общественными предрассудками, прежде всего, религиозными. Предрассудки, по Вольтеру, «изгоняют истину и разум». «Не было ни одного столетия, которое властолюбие светских лиц или церковников не наполнило бы ужасами».

Вольтер по праву считается одним из крупнейших историковXVIIIвека, родоначальником просветительского направления в историографии. Особой заслугой Вольтера является введение в научный оборот понятия «философия истории». История человечества, с его точки зрения, есть история борьбы людей за образование, общественный прогресс, против невежества. Он признавал, что существует «исторический суверенитет народов». Отвергал религиозный взгляд на монархов как на «помазанников божьих». Идеальный правитель, по Вольтеру, просвещенный монарх, в совершенстве знающий философские теории общественного развития и государственного устройства. Философ-монарх должен управлять государством. Последние идеи перекликаются с подобными взглядами Платона. Вольтер считал, что «предрассудки, являющиеся не последним из бичей человечества, постепенно исчезнут у тех, кто находится во главе народов…».

Критикуя традиции истории как науки, Вольтер настаивал, что она должна отражать, прежде всего, жизнь народов, а не жизнь государей. Исследовать необходимо и материальную, и всю духовную культуру этносов. Особо значимым в данной связи он считал изучение морали, правовых норм, философии, науки, искусства, традиций, религиозных верований различных народов. Следует отказаться от «христианоцентристской концепции» исторического процесса, помимо христианского мира существует множество самобытных народов. Необходимо создавать именно всемирное описание исторических событий. В противовес провиденциализму, согласно которому смена исторических событий обусловлена замыслами и волей Бога, Вольтер придерживался идеи, что «миром правит мнение» людей.

Вольтер XVIIIвек рассматривал как особенное время в истории общества. В этот период, с его точки зрения, человечество достигло уже такого большого уровня развития, что его разум должен был играть ведущую роль в социуме. Высшим проявлением этого разума он называл «здравую философию». Она должна была быть разрабатываема на основе научных данных и достижений различных искусств.

Высказывая много конструктивных предложений относительно просвещения народа, мечтая об ускорении прогрессивного развития человеческого общества, Вольтер раскрыл себя как великий гуманист.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) родился в швейцарском городе-республике Женеве. Его предками были гугеноты, эмигрировавшие из Франции. Отец ребенка был часовщиком. Мать умерла при его рождении. Отец мало занимался воспитанием и образованием ребенка. Жан-Жак был любознательным ребенком, стремился постигать мир, любил чтение. Серьезного образования в школьные годы он получить не смог, его отдали обучаться ремеслу. В шестнадцать лет он начал самостоятельную жизнь. Он много путешествовал, перебивался случайными заработками. В частности, объездил Швейцарию, Италию, Южную Францию. В эти годы он старался при возможности заниматься самообразованием, познакомился со многими трудами известных философов. «Философские письма» Вольтера помогли ему войти в круг идей французского просвещения. В 1741 году Ж.-Ж. Руссо приехал в Париж, где познакомился со многими прогрессивными деятелями и вольнодумцами своего времени. Особо большое значение для дальнейшей судьбы Ж.-Ж. Руссо имело личное его знакомство с Д. Дидро и Э.Б. де Кондильяком.

Общественное признание и известность Ж.-Ж. Руссо получил в 1750 году, опубликовав свою работу «Рассуждения о науках и искусствах». Этот труд явился удачной попыткой участия Ж.-Ж. Руссо в конкурсе Дижонской академии на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?». Он стал выдающимся литератором. Писал в духе сентиментализма стихи, прозу. Ж.-Ж. Руссо изобрел новую систему записи музыки, сочинял музыку, в частности оперы. Принимал самое активное участие в создании знаменитой «Энциклопедии».

В 1765 году он покинул Швейцарию, отказавшись от женевского гражданства. После постоянных переездов некоторое время он жил в Англии по приглашению Д. Юма. В 1767 году Ж.-Ж. Руссо вернулся во Францию. В этой стране он и умер в 1778 году.

Для понимания философских взглядов Ж.-Ж. Руссо необходимо обратиться к таким его трудам, как «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Следует особо выделить, что за резкую критику христианской церкви и радикальное политическое вольнодумство Ж.-Ж. Руссо неоднократно подвергался преследованиям со стороны властей. Такие его известнейшие произведения, как «Об общественном договоре» и «Эмиль, или О воспитании» были осуждены на сожжение в Париже и в Женеве.

Важнейшей философской проблемой для Ж.-Ж. Руссо являлась проблема определения положения человека в современном данному мыслителю обществе. Он яростно обличал и критиковал угнетателей народа – аристократов, служителей церкви. Пытался найти причины, объясняющие бедственное положение низших слоев общества. Проблемы существования природы мало интересовали Ж.-Ж. Руссо. Таким образом, его философию можно назвать антропосоциальной. Ж.-Ж. Руссо вошел в историю как идеолог народных масс.

Впервые философские размышления Ж.-Ж. Руссо относительно проблемы человека нашли яркое выражение в его конкурсной работе «Рассуждения о науках и искусствах». Отвечая на вопрос Дижонской акдемии: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», Ж.‑Ж. Руссо намеренно дал отрицательный ответ, что противоречило самому духу эпохи Просвещения. Он настаивал на том, что со времени Возрождения «наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства». Развитие наук и искусств само по себе не есть важнейшее условие для усовершенствования нравственности в обществе. Он выступил против оторванности деятелей науки и искусства от нужд простого народа. Ж.‑Ж. Руссо обличал деятелей культуры, которые ищут покровительства у властителей, и ради этого готовы молчать и закрывать глаза на проявление их деспотизма в отношении своих подданных. Он считал, что такие деятели «высасывают соки из государства, ничего не давая ему взамен», хотя в это же самое время полезные для государственной жизни граждане «гибнут в нищете и презрении в глуши деревень». Для усовершенствования общественного устройства и облегчения положения народа «власть», «просвещенность» и «мудрость» должны вступить в «союз».

Возникновение неравенства среди людей Ж.-Ж. Руссо считал исторически обусловленным. Оно возникло на заре развития социальности под влиянием объективных причин. Присущая человеку «способность к совершенствованию», способствовала людям выделиться из природы в обособленное сообщество и развивать социальные отношения, материальную и духовную культуру в целом. Борьба за выживание подталкивала людей развивать разум.

Ж.‑Ж. Руссо является основоположником теории общественного договора.Поэтому его относят к основоположникам политической философии и социальной философии. Теория общественного договора опирается на идею о том, что в древние времена люди, живущие в условиях неограниченной чем-либо свободы, заключили особый договор. Согласно ему они посредством общей воли их всех («volonte de tous» - «всеобщей воли») обязались гарантировать в их сообществе соблюдение неотъемлемого права на личную жизнь и собственность. На основе общественного договора возникло впоследствии правовое государство.

Ж.-Ж. Руссо выделил особые этапы в развитии общества. «Первый переворот» в существовании людей произошел тогда, когда они стали строить себе жилища. Этот момент способствовал формированию и обособлению отдельных семей - первых постоянных «сообществ» людей.

«Второй переворот» в существовании людей явился переходом к «гражданскому обществу». Именно он отмечен ростом социального расслоения, появлением рабства и нищеты, исчезновением «равенства». Важнейшим для появления гражданского общества фактором явилось возникновение частной собственности. Именно частная собственность, по Ж.-Ж. Руссо, - фундаментальный источник социальных бедствий. «Истинный основатель гражданского общества» - первый человек, отгородивший участок земли, заявивший: «Это - мое» и смогший убедить других людей в это поверить. «Неизбежным следствием обработки земли был ее раздел». Вслед за этим стали усиливаться имущественное неравенство, соперничество между людьми. У людей возникают экономически противоположные интересы. Одни устраивают борьбу за беспредельное увеличение собственности, другие – за обладание хотя бы минимальной собственностью. В обстановке этой борьбы возникает государство как объединение слабых людей с целью защиты своих интересов. Переход от древнего состояния естественной свободы людей («естественного состояния») к государству влечет за собой много негативного. Государство способствует, по Ж.-Ж. Руссо, укреплению господства богатых. Правовая система государства наложила новые путы на бедных и создала новые возможности для усиления господства богатым. Законы навсегда уничтожили «естественную свободу людей», сделали социальными нормами неравенство и частную собственность. Экономическое неравенство при установлении государства повлекло за собой и возникновение политического неравенства людей. Среди граждан выделилось правящее меньшинство и управляемое большинство.

Третьей, завершающей ступенью («переворотом») в существовании людей, по Ж.-Ж. Руссо, является превращение государственной власти в деспотизм, когда управляемые становятся рабами.

Деспотизм, особо акцентирует Ж.-Ж. Руссо, есть «последний предел неравенства». Рабы вновь становятся равными - перед всевластным господином «они суть ничто». «Так как у подданных нет иного закона, кроме воли их господина, а у него нет иного правила, кроме его страстей, то понятия о добре и принципы справедливости вновь исчезают». В обществе главенствует «закон сильного». По Ж.-Ж. Руссо, рабство вновь вводит рабов в состояние «естественное», но последнее не есть то «естественное состояние», которое наблюдалось среди людей в «догосударственный период» их жизни, во времена их дикости. Это новое состояние - «нечистое», именно противоестественное, оно результат «крайнего разложения» общественных норм и ценностей. Люди должны противиться установлению деспотизма. Если он все-таки появился, то в виду деградации общественной жизни.

Ж.-Ж. Руссо, настаивал, что деспотическая ступень развития государственной жизни не есть последняя. Деспотизм может существовать до тех пор, «пока новые перевороты не уничтожат власть совершенно или же не приблизят ее к законному установлению». Убийство народом деспота есть закономерный акт. После свержения деспота в обществе вновь наступает равенство людей, но это уже не равенство первобытных людей или бесправных рабов. Данное равенство есть более высокое равенство людей, устанавливаемое посредством «общественного договора».

«Общественный договор» нужно понимать как «основное соглашение» между людьми, которое способствует установлению социального союза людей, усиливает их солидарность. Он «не только не разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравными по силе и уму, становятся равными в силу соглашения».

По Ж.-Ж. Руссо, при устройстве государства сувереном должен выступать народ. Суверенитет народа неотделим и неделим. В законах государства должна выражаться «всеобщая воля народа».

Влияние личности и творчества Ж.-Ж. Руссо на современников и потомков огромно. В наши дни особый интерес представляют педагогические взгляды этого мыслителя. Он является основоположником философии образования, теории естественного, свободного воспитания

Процесс воспитания ребенка, согласно Ж.-Ж. Руссо, следует осуществлять, опираясь на заложенные природой способности ребенка. Социальная, культурная среда, в которой находится ребенок, оказывает значительное влияние на ребенка, причем не столько положительное, сколько отрицательное, изолируя его от мира природы, навязывая ему различные предрассудки, далеко не всегда истинные ценности, нормы. Воспитание и образование ребенка должны осуществляться всесторонне, следовать за его развитием. Ребенок должен соприкасаться в детстве с миром природы, изучать ее непосредственно. Особое значение имеют нравственное, гражданское и трудовое воспитание.

Ж.-Ж. Руссо с социально-политической точки зрения отвергал и критиковал христианство, пытался разработать в противовес ему свою деистическую «гражданскую религию».

Философское наследие Ж.-Ж. Руссо было в дальнейшем развиваемо и даже обособилось в такое течение как руссоизм.

В качестве общего вывода по теме «Философия эпохи Просвещения» можно сказать, что в данный период в обществе в целом наблюдалось повышение интереса к философским изысканиям. Значительно расширился круг изучаемых философами проблем. Возросло влияние философии и философов на социальную жизнь, ментальность народа.