logo search
Учебник

Введение

Феноменология – одно из наиболее ярких направлений в философии ХХ века, связаное с именем Эдмунда Гуссерля, создавшего феноменологию на рубеже XIX–XXвв., а затем интенсивно разрабатываемое его ближайшими учениками. Несмотря на сложную терминологию и закрытый теоретический характер философских построений, феноменология до сих пор оказывает сильнейшее влияние на философию и культуру.

Едва появившись на сцене философии, феноменология составила мощную конкуренцию неокантианству и позитивизму, сразу же заявив себя как радикальная критика редукционизма, психологизма и натурализма этих направлений философии.Суть критики заключается в следующем: критерий того, что может считаться действительностью только один – непосредственное переживание данности предмета, феномена в опыте и возможность ясного и отчетливого созерцания его сущности.Позитивизм также находился около этого полюса, полагая, что именно явления и реальные факты опыта должны стать приоритетной сферой познания. Подлинная действительность – это именно явления,фактыбез всякой скрытой метафизической сущности. (Конт, Милль,Спенсер: «факты, факты и еще раз факты – вот предмет позитивной науки»). Однако, понимание того, что позитивистский «факт» - это всего лишь фетиш, ценность для науки, а интерпретация факта – отражение целей и ценностных предпочтений исследователя, пришло очень скоро. Уже неокантианцы заявляют: объект философской критики – не факты, аценностинауки. Но неокантианство в свою очередь осуществило редукцию проблематики философии к исследованию области норм и ценностей (Виндельбанд, Риккерт: «философия должна исследовать только нормы и ценности»), против чего Гуссерль выступил с программой феноменологии как «строгой науки», исследующей сущности, в отличие от фактов науки и привносимых ею ценностей.

Известная максима Гуссерля «Наза,д к самим вещам!» стала лозунгом феноменологического движения против упрощающего абстракционизма современной философии и науки, редуцирующих сущность явления к причинам, функциям, условиям возможности, фактам, и заслоняющего суть феномена спекулятивными понятиями, голыми схемами и конструктами. Философия, философское исследование, по Гуссерлю, - не конструирование по-возможности точной системы общих понятий. Пафос феноменологии – уйти от спекулятивных и метафизических конструкций в философии и обратить исследовательский взгляд на сами предметы, их непосредственную данность, их бытие.

Основные концепты феноменологии: «сознание», «интенциональность», «феномен» (феноменальность), «эйдетическое» и «категориальное созерцание» «сущностей», «темпоральность», «феноменологическая редукция» («эпохе»), «жизненный мир», «телесность», «вот-бытие», «деструкция», «историчность», «горизонт», «событие».

Как философское направлениефеноменология не представляет собой единого движения, она распадается на множество феноменологических школ, каждая из которых имеет свои предметные и процедурно-методические предпочтения, но сохраняет общую исследовательскую установку феноменологического подхода к анализу феноменов – предмета феноменологического исследования и общую концепцию метода. «Выражение «феноменология» означает прежде всего, - писал М. Хайдеггер в сочинении «Бытие и время», - концепцию метода... Его можно сформулировать так: назад к самим вещам! И это в противовес подвешенным в воздухе конструкциям и случайным находкам, поверхностно поставленным проблемам, передаваемым из поколения в поколение как истинные проблемы».

Среди учеников Гуссерля были М. Хайдеггер, Е. Финк, М. Шелер, Л. Ландгребе, Р. Ингарден, Я. Паточка; французские философы М. Мерло-Понти, Э. Левинас, русские философы Г. Шпет (Томск), Б. Яковенко (Москва). Влияние Гуссерля испытали Ж.-П. Сартр, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер, Ж. Деррида. Каждый из них в поисках своего места в феноменологии разрабатывал свой вариант феноменологической философии, сочетая ее основные интенции с идеями других направлений в философии, оказавшими влияние на личную историю развития этих мыслителей.

При жизни Гуссерля центром феноменологического направления были те города и университеты (Фрайбург, Геттинген), где преподавал Гуссерль. Феноменологическое движение после Гуссерля не имеет единых твердых очертаний и институтов, однако центры феноменологической философии сформированы вокруг главных архивов Гуссерля в г. Фрайбург, г. Кельн в Германии, г. Лувен в Бельгии. Институты феноменологических исследований есть также в США, Японии, Скандинавии, Латинской Америке, России, Беларуси. Школы феноменологической философии в России сегодня сосредоточены в крупных университетах и институтах и группируются вокруг журналов (напр. «Логос»), осуществляя крупные издательские и переводческие проекты.