logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв.

Передовую мысль России в XIXIII вв. особенно волновали судьбы страны, вопросы о том, как покончить с удельной раздробленностью

и враждой княжеств, как отстоять самостоятельность и независимость Русской земли и приумножить ее си­лы и могущество, какое место принадлежит Руси среди других народов мира.

В начале XI в. появляется «Слово о законе и бла­годати» Иллариона. Лейтмотив его — призыв к объеди­нению восточнославянских народов в единое государ­ство, прославление Русской земли. При этом «Слово...» осуждает теорию богоизбранности греческого народа, порицает поглощение одного народа другим, в частно­сти византийские притязания на Русь.

Та же идея о единстве происхождения и общности исторических судеб славянских народов и необходимо­сти их объединения в единое государство во главе с великим князем проповедуется в выдающемся произ­ведении русского народа «Слово о полку Игореве», в «Слове о князьях» и других произведениях XII в,,. а также в упомянутой выше «Повести временных лет». Все они резко осуждали феодальные распри и междо­усобицы, наносившие огромный ущерб славянским на­родам, ослаблявшие его перед лицом внешних завое­вателей. Следует отметить, что в «Повести временных лет» впервые в литературе Древней Руси говорится о возникновении государства на основе общественного договора между народом и князьями, которым народ вверил «владеть и княжить» русской землей. При этом, правда, автор «Повести...» придерживается ошибочной4 теории о «варяжском» происхождении русского госу­дарства, которая сознательно выдвигалась феодалами для обоснования своего господства над народом.

Этические принципы эпохи раннего феодализма из­ложены в «Поучении Владимира Мономаха», в «Слове Даниила Заточника» и др.

В «Поучении...» доказывалось, что человеку надо уповать на бога и не завидовать творящим беззаконие, ибо рано или поздно беззаконники будут покараны бо­гом. «Поучение...» призывало избегать зла, лжи, пьян­ства, лени и других пороков, убеждало творить добро, иметь душу чистую и непорочную, язык воздержанный, ум смиренный, подавлять гнев, укрощать гордость, оказывая помощь «вдовицам», «убогим», «сиротам», охраняя имущество людей от разорения, не давая сильным обижать слабого. «Поучение...» отрицательно относилось к «затворничеству», «монашеству», самоистяза­ниям. Оно призывало беспрестанно трудиться, совер­шенствовать знания.

В «Слове Даниила Заточника», занимающем видное место в развитии русской общественной мысли XIII в., прославляется мудрость и осуждается невежество высказывается мысль, что «сердце умного укрепляется в теле его красотой и мудростью». Даниил советовал князю судить о людях не по их богатству и пышному одеянию, а по их разуму, приближая к себе мудрых и справедливых и удаляя от себя глупых и богатых.