logo search
disk / Философия,логика гуманитас

Научная картина мира

Научной картиной мира называется обобщенная система знаний о мире, полученная путем синтеза результатов научного познания. Она включает в себя как знания о природе, так и знания об обществе. Фрагмент научной картины мира, включающий знания о структуре и закономерностях развития природы, называется естественно-научной картиной мира. Специальная (локальная) картина мира – это знания о части или аспекте целостного мира, являющиеся результатом исследования отдельной науки. В этом случае говорят о физической, химической и других картинах мира.

Научная картина мира – это исторически развивающаяся система знаний, основывающаяся на определенных философских установках, которые задают онтологию исследуемой реальности и определяют идеалы и нормы научного познания. Вплоть до начала XX века в европейской науке господствовала ньютоновско-картезианская парадигма исследования, глав-ной чертой которой явилось противопоставление субъекта и объекта, из которого следовала идея строго объективной науки, исключающая все человеческое, субъективное.

Современная научная картина мира формируется с начала XX века и строится на основе идеи универсального эволюционизма. Согласно этой парадигмальной идее все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной и включая развитие общества и культуры осмысливаются как единый процесс самоорганизации, общим закономерностям которого подчиняются все формы бытия, развивающиеся в целостно-многомерном пространстве. Современная наука, в отличие от классической, учитывает соотнесенность получаемых знаний не только с особенностями средств и методов познавательной деятельности (неклассическая наука), но и с ценностно-целевыми характеристиками, задействованными в познании человеком мира (постнеклассическая наука).

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Каковы специфические черты научной формы знания?

  2. В чем различие эмпирических и теоретических законов науки?

  3. Что входит в содержание философских оснований науки?

  4. Каковы особенности взаимодействия субъекта и объекта на теоретической стадии исследования?

  5. Как взаимосвязаны метод и система знания?

  6. В чем проявляется специфика методологии социально-гумани-тарного познания?

  7. Что такое «идеальные объекты» и каким образом они конструируются субъектом?

  8. Какие методы используются на эмпирическом уровне исследования?

  9. Дайте характеристику теоретического знания и методов его получения.

  10. В чем сущность концепции роста научного знания с точки зрения Поппера?

  11. Чем отличаются периоды развития науки с точки зрения Куна?

  12. Какова роль исследовательских программ в развитии науки в методологии Лакатоса?

  13. В чем сущность методологического плюрализма Фейерабенда?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Сходство философского и специально-научного познания состоит в том, что и философия, и наука:

а) имеют один и тот же объект исследования;

б) характеризуются методологической рефлексией;

в) имеют тождественную методологию исследования;

г) тождественны по целям исследования.

2. Научное знание отличается от религиозного:

а) систематичностью;

б) объективностью;

в) обоснованностью;

г) логической непротиворечивостью.

3. Выделите среди указанных ниже методов те, которые используются только на эмпирическом уровне:

а) наблюдение;

б) аксиоматизация;

в) измерение;

г) анализ.

4. Какое суждение неверно:

а) теоретическое знание является результатом непосредственного контакта субъекта с реальным объектом;

б) теоретическое исследование имеет дело с идеализированным объектом;

в) теория выявляет сущностные свойства объекта;

г) закономерности объекта могут быть выявлены на эмпирической стадии исследования.

5. Кун анализирует развитие науки с помощью понятия:

а) исследовательская программа;

б) научная парадигма;

в) конкуренция гипотез;

г) методологический плюрализм.

6. Идея о том, что развитие научного знания подобно «дарвиновскому отбору» принадлежит:

а) Лакатосу;

б) Куну;

в) Попперу;

г) Фейерабенду.

7. С точки зрения Лакатоса главным источником развития науки является:

а) смена научных парадигм;

б) противоречие между теорией и фактами;

в) конкуренция научно-исследова-тельских программ;

г) потребности практики.

8. Обобщенные объективные знания о природе и обществе составляют содержание:

а) мировоззрения;

б) научной картины мира;

в) философии;

г) онтологии.