§ 1. Эдмунд Гуссерль
Основатель феноменологии – Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) родился в Моравии, в еврейской семье, окончил гимназию в Австрии, затем учился в университетах Лейпцига, Берлина и Вены. В Вене у известного математика Карла Вейерштрасса защитил кандидатскую диссертацию по философским проблемам математики и через философию математики вышел к философии, сохранив на всю жизнь идеал и образец строгого математического познания. В наибольшей степени путь Гуссерля от математики к философии был определен влиянием австрийского психолога и философа Франца Брентано. Однако Гуссерль вскоре понял, что исследование понятий математики с психологической точки зрения обречено на неудачу. После защиты докторской диссертации и выхода на ее основе «Философии арифметики» Гуссерль публикует «Логические исследования», в которых решительно порывает с психологическим подходом. По его мнению, математические и логические истины вневременны, аподиктичны, несводимы к психологической способности считать и образовывать понятия и суждения.
В первом томе двухтомника «Логических исследований» Гуссерль формулирует замысел «чистой логики» как науки об абсолютных сущностях, об очевидностях, о достоверных и непротиворечивых истинах, содержание которых независимо от высказывающего суждения субъекта и его психологических способностей осуществлять опыт мышления. Познание, конечно, начинается с опыта, существующих вещей и фактов. Но чтобы анализировать и систематизировать факты, нужно иметь представление об их сущности. Такое представление дает эйдетическая интуиция, в отличие от эмпирической интуиции, которая улавливает отдельные факты. «Чистые сущности» Гуссерля отделены от всего эмпирического, реального и психологического. Они идеальны и универсальны и позволяют классифицировать, опознавать и различать единичное.
Во втором томе «Логических исследований» Гуссерль намечает переход от чистой логики к построению феноменологической философии. В последующих работах «Философия как строгая наука» и «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» Гуссерль разрабатывает методфеноменологического исследования и оригинальнуюфеноменологию сознания, – и это главные достижения и концептуальная «дельта» философии Гуссерля.
Важнейшее различение, которое Гуссерль вводит для построения феноменологии – это различение феноменологической и естественной установки. «Естественная установка» человека соткана из различных убеждений, без которых не обойтись в повседневной жизни; первым из них является убеждение, что нас окружает мир реальных вещей. Естественная установка сознания – это наивная, онтическая вера в то, что предмет «есть», что он «есть» сам по себе, независимо от того, что его кто-то представляет, сознает, чувственно переживает, свидетельствует о нем. Но то, как нам предметы даны, определено нашим к нему отношением. В зависимости от этого вещь в опыте показывает себя различными способами. Мы всегда между тем знаем, что предмет «сам по себе» есть всегда нечто большее, чем являющееся в явлении, что он как «одно» являет себя во многом и через многое. Явление служит для естественного сознаниясвязью,отношениеммежду «вещью самой по себе» и «сознанием самим по себе». То,как именно вещь дана сознанию, являетсяпредметомфеноменологического исследования.
Переход к феноменологической установке предполагает феноменологическое «эпохе» - воздержание от бытийного полагания или бытийной веры. Epoche– (греч.: остановка, воздержание от суждения) – радикальное сомнение по отношению к суждениям философии, науки и обыденного сознания, по отношению ко всему, о чем привычно утверждает человек в «естественной установке» своей повседневной жизни. Наивное разделение на сознание и пред-стоящий сознанию предмет снимается понятием «феномена» феноменологии: явления интерпретируются как моменты «жизни» или«потока сознания», феномен есть всегдаимманентное сознанию событие переживания предметного смысла. Граница имманентного и трансцендентного, Я и не-Я сдвигается, мир толкуется как своего рода имманентная сознанию трансцендентность. Вещей самих по себе вне сознания не существует, они как переживаемые, воспринимаемые и представляемые феномены принадлежат сфере сознания. Для феноменолога важно описать то,что действительно явлено, дано сознанию, и пределы такой данности. Для этого феноменолог «выносит за скобки» тезис о независимом существовании внешнего мира, лишая значимости все подобные суждения о мире, привносящие натурализм в науку. Итак, различая естественную и феноменологическую установку, Гуссерль настаивает на несовместимости философии как строгой науки с натуралистической, наивной установкой, предлагаяиз методологических соображений устранить проблему реальности в том виде, в котором она была сформулирована, из корпуса философских проблем, и обратиться к сфере чистого сознания.
Феноменологический метод исследования сознания состоит из совокупности процедур:феноменологическая редукция (эпохе), феноменологическая конструкция и феноменологическая дискрипция. Феноменологическаяредукцияосуществляется в два этапа: на этапеэйдетическойредукции совершается эпохе от всех высказываний о мире (о природе, человеке, обществе), затем следует этап собственнотрансцендентально-феноменологическойредукции посредством воздержания от всех естественно-научных, исторических, психологических пониманий сознания и его носителя – «Я», чистой субъективности. Эти два этапа предварительных редукций служат «расчищению поля исследования» и его формированию в качестве предмета феноменологического анализа. Феноменологическаяконструкцияосуществляетэйдетическое и категориальное созерцание сущностей. Задача последнего этапа – феноменологическойдискрипции –дать точную дискрипцию «сущностей», чистое однозначное описание непосредственного переживания смысла.
Совокупность этих методических процедур обеспечивает доступ исследователя к чистому региону сознания – единственному, что нельзя вынести за скобки.Cogito, сознание и его акты – феноменологический остаток, очевидность которых абсолютно несомненна и достоверна.
Фундаментальная характеристика сознания – его интенциональность, направленность на предметы. Понятие интенциональности Гуссерль заимствует у Ф. Брентано, который использовал термин схоластикиintentio для построения своей психологии сознания. Сознание всегда интенционально, говорит Гуссерль, всегда есть «сознание о...», воление, желание, воспоминание, представление, переживание чего-то. Интенциональная модель сознания полагает любой его акт как наполненный некоторым содержанием. Всякое сознание имеет свое «что» и полагает свою предметность. Акт сознания Гуссерль называет «ноэзис», а предмет, содержание сознания – «ноэма». И если психические акты характеризуются привязкой к определенному предмету, то ноэмой могут стать не только вещи, но и субъекты, их восприятия, воображаемые математические объекты и сами психические функции сознания.
Главные характеристики сознания в феноменологии таковы:
Сознание есть бесконечный и необратимый поток переживаний. Каждое сознание интенционально, направлено на некоторое содержание актуального переживания.
В этом «потоке сознания» отчетливо выделяются некие целостности – феномены, единицы анализа феноменологии. Феномены имманентны сознанию, образуют его внутреннюю сферу, и тем самым отличаются от явлений внешней реальности. На основании «схватывания» этих феноменов сознания мы можем исследовать «чистую сущность» данных явлений.
Сознание процессуально и темпорально, все ноэматические акты, включая восприятие, репрезентацию, воспоминание, актуально протекают в горизонте внутреннего времени сознания. Сознание «овременяет», «темпорализует» мир.
Сознание обладает способностью «конституировать», давать смысл как отдельным предметам и явлениям опыта, так и таким целостностям как «мир», «бытие», «субъект», «жизнь», «общество».
Конституирующая деятельность сознания предполагает функциональный центр – «чистое Я», «трансцендентальный субъект», «чистую субъективность». «Я» конституирует (не конструирует!) мир, наделяя его смыслом.
Каждый феномен сознания имеет свой горизонт, границы которого неопределены и подвижны. Всякое сознание есть сознание горизонта. Предмет-тема сознания конституируется в горизонте наполненных (актуальных) и пустых (потенциальных) интенций, которые оно удерживает и предвосхищает.
Сознание обладает также способностью осознавать и мыслить бытие. Мир мы знаем только благодаря сознанию. Это является основанием для построения феноменологической онтологии.
Феноменология предложила философии новую, уникальную онтологическую модель – модель онтологических слоев, в которой региональные онтологии объединяются в единую универсальную онтологию. Основанием этой онтологической модели должен стать регион сознания как наиболее фундаментальный, согласно мысли Гуссерля. В качестве фундаментальнейшего основания было выделеносознание-время – самоконституирующийся абсолютно темпоральный поток сознания. Концепция построения этой «формальной дисциплины онтологии» как «общей теории объектов» мыслилась Гуссерлем аналогично формальной логике и представляла собой комплекс формально-онтологических дисциплин (формальная онтология сознания) ирегиональных онтологий (регионов природы, общества, истории, религии, логических и математических сущностей и т.д.), образующих теоретический фундамент конкретных точных и эмпирических наук.
В работах позднего периода Гуссерль вводит понятие «жизненного мира», в котором оказываются фундированы наука и сознание. «Жизненный мир», по Гуссерлю, - это действительный и конкретный мир, реальность, которая нас окружает и нас самих, вместе с нашим сознанием, культурой и историей включает. Жизненный мир образует горизонт для всякой, внетеоретической и теоретической, деятельности человека. В связи с этим тезисом в корне меняется отношение Гуссерля к естественной установке (не без влияния его ученика М. Хайдеггера), которая больше не подлежит редукции, а в качестве компоненты «жизненного мира» как совокупности априорных структур жизни, подлежит тематизации и исследованию. Главные характеристики жизненного мира – его историчность, интерсубъективность и горизонтность. Он является нам в обличьи окружающего сообщества людей, исторической традиции, оказываясь ближайшей природой и культурой, родным языком, домом и ландшафтом, образующими горизонт жизненного мира каждого отдельного человека.
В заключение дадим общую оценку валидности феноменологической философии Гуссерля:
Введение метода феноменологического исследования и разработка оригинальной феноменологии сознания формируют принципиально новую концептуальную и методологическую платформу философских исследований сознания.
Разработка концептов «интенциональность» и «феноменальность» преодолевает субъект-объектную схему, порождающую противопоставление сознания и мира.
Фундаментальная онтология сознания становится радикализацией трансцендентальной философии: онтология, познание и деятельность больше не нуждаются в модели субъект-объектных отношений.
Концепт «жизненного мира» и его исторического и интерсубъективного сознания выводит сознание за пределы его субстанциально-солипсистского представления в рамках классической эпистемологии.
Важнейшие сочинения Э. Гуссерля: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1933).
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература