Атеистический материализм
Атеистическая направленность французского материализма этого времени связана с именами Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха. Под руководством Дидро была издана знаменитая энциклопедия, в которой на суд человеческого разума ставились достижения «во всех областях знания и во все времена». 35 томов энциклопедии явились зримым торжеством просветительских идей. «Система природы» Гольбаха стала своеобразным итогом усилий всех энциклопедистов по развитию философских идей. Не случайно «Система природы» была воспринята как «библия материализма». В ней впервые четко выделяется существование в истории философии в качестве основных направлений материализма и идеализма. Для Гольбаха, как и для других представителей французского материализма, характерно отрицание сверхъестественных сил, объяснение природы из нее самой, осмысление материи как объективной реальности, обладающей бесконечным разнообразием свойств. Ведя полемику с религиозными учениями о сотворении мира, французские материалисты представляли природу как первоначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следст-венных отношений и законов.
Важное место в философии французских материалистов занимает учение о человеке, его происхождении, сознании и познании.
Происхождение человека обусловливалось естественными причинами, в число которых включались и некоторые социально-культурные факторы, в том числе экономические (труд, потребности). Делался вывод о происхождении человека из животного мира. Так, Гольбах утверждал, что «человек есть продукт природы подобно прочим живым существам».
Французские материалисты пришли к пониманию сознания или как результата развития присущей молекулам элементарной чувственности (Ламетри, Дидро), или как нового свойства материи, возникающего в ходе ее усложнения (Гольбах, Гельвеций). Эти выводы опирались на анализ экспериментальных данных и исследование психических процессов, на широкую медицинскую практику (Ламетри был известным врачом).
В основу теории познания был положен тезис сенсуализма Локка о том, что всякое знание развивается из чувственного опыта и все идеи имеют своим источником ощущения. Признавая принципиальную познаваемость мира, французские материалисты в то же время признавали ограниченность человеческого познания, его относительный характер.
В социальной философии французского Просвещения главной была проблема радикального преобразования общества с целью утверждения в нем гуманистических принципов и обеспечения всем людям свободы, справедливости, счастья, что, однако, понималось весьма абстрактно. Просветители были убеждены, что для познания социальной жизни людей достаточно отбросить теологическое понимание истории, считать их материальными существами в материальном мире, который является единственно существующим. Всех философов Просвещения объединяет идея перестройки жизни на разумных началах, что можно, по их мнению, осуществить путем распространения положительных практически полезных знаний среди широких кругов образованных людей, особенно среди правителей, которые и внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих стран. Правильно воспитанный – просвещенный – человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – живи сам и дай жить другим. Следуя этому принципу, надо стремиться к установлению строя, обеспечивающего юридическое равенство всех граждан.
Но становление в человеческом мире разумности происходит не так просто и легко, как представляли себе просветители, – смысл жизни нельзя объяснить человеку как математическую теорему. Здесь за каждый шаг своего прогресса человечество платит высокую цену.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!