logo search
Учебник

§ 3. Философская проблематика

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случайность, устойчивость и изменение? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, справедливость, добро и зло, красота? Что такое личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни? Вот далеко не полный перечень вопросов, исследуемых в философии. Как их упорядочить и постараться ответить на них?

Рассматривая первый вопрос, мы лишь слегка упомянули о том, что существуют попытки дать определение философии через ее генезис и историю. В изучении последующих историко-философских тем мы увидим, чем была философия, какие задачи она решала. Но сейчас, с целью упорядочения философских проблем, мы попытаемся рассмотреть философию не в фило-, а в онтогенезе, т. е. начало философии не во всеобще историческом масштабе, а начало философствования отдельного человека, отдельной личности.

Каждый человек в определенные моменты жизни философствует. Например П. Л. Лавров писал: «Между тем, философия есть весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существованием, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо. Может быть, мои слова представляются вам, мм. гг., резким парадоксом. Вероятно ли, что существовала невыделимая от нас деятельность, которую мы не сознаем? Позвольте вам тогда напомнить подобное явление, приводимое Мольером в одной из своих популярных комедий. Журден всю жизнь говорил прозой и не знал этого. Правда, проза Журдена не была прозой Паскаля и Боссюэ, но тем не менее это была проза».

И так, когда же мы начинаем философствовать? Из чего произрастает потребность индивида в философии? Прежде всего - из стремления понять смысл своего личного бытия, своей личной жизни. Из вопросов: зачем и почему Я есть; в чем ценность моей жизни и ее отношение к миру в целом? Как писал Альберт Камю: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно». Все мы, так или иначе, ответили на этот фундаментальный вопрос философии, о котором говорит А. Камю. Ответили уже тем, что живем. Наш ответ на этот вопрос и есть наша личная философия.

Э. Гуссерль писал, что возникновению европейской философии послужила «постоянная направленность на норму, внутренне присущая интенциональной жизни отдельной личности ...». Но если существует признаваемая человеком общезначимая норма, норма, определяющая его личностный смысл, то человеку незачем сознательно обращаться к философии. Философия перед человеком во весь рост встает только тогда и только в те моменты, когда в его сознании рушатся старые нормы и ценности, предписывавшие его бытию определенный смысл.

Эта ценностно-смысловая направленность человеческого сознания является исходным пунктом, мотивом и в то же время конечной целью любого философствования. Вопросы и различные на них ответы с ценностным осмыслением бытия, мира и человеческого существования выделяются в философии в особую группу проблем и знаний, названную аксиологией (греч. axia - ценность и logos - учение, слово). Эта первая проблемная область философии.

Но, чтобы ответить на вопрос о том, в чем ценность бытия, необходимо знать, а что же бытие есть, что оно из себя представляет и как устроено. Этими вопросами открывается следующее проблемное поле философии, которое получило название - онтология (греч. ontos - сущее).

Следующая группа вопросов логически связана с аксиологическими и онтологическими проблемами. Ее можно обрисовать вопросами: откуда мы знаем, что есть бытие и как мы его познаем; возможно ли познание мира и до какой степени и т. д. Эти и подобные им вопросы, связанные с познанием, исследуются в одной из сфер философии, которая называется гносеология (греч. gnosis - познание).

Предположим, что мы ответили на вопросы гносеологии, онтологии и аксиологии. Что же дальше? - спросите Вы. А если мир и его ценности меня не устраивают? Меняться мне самому или менять мир? А как можно измениться, и можно ли изменить мир? На эти вполне законные вопросы можно ответить только то, что они определяют последнюю проблемную область философии - праксиологию (греч. praktikos – деятельный). Надо отметить, что далеко не все философы и философские направления признают праксиологию как отрасль философского знания. Кроме этого, праксиологией называют также область социологических исследований, направленных на изучение действий и установления их эффективности).

Таким образом, все философские вопросы можно свести к четырем проблемным сферам: аксиологии, онтологии, гносеологии и праксиологии.

Вы можете спросить: «Хорошо, какие вопросы решает философия мы поняли, но ответьте нам, а разрешила ли философия хотя бы одну из перечисленных проблем?»

«И да, и нет», - отвечу я вам. Да, потому что для каждой культурно-исторической эпохи философия так или иначе формулирует определенный набор ответов на поставленные вопросы. Нет, потому что для других поколений эти ответы не подходят, и они вынуждены сами искать ответы.

Неслучайно поэтому о философских проблемах говорят как о вечных.