Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
Возрождение – это эпоха величайшего культурного переворота, который пережило человечество. Иначе ее называют Ренессансом, и она охватывает период с XIV поXVI века.
На фоне распада феодальных отношений в Европе создается блестящая культура, развиваются и укрепляются города-республики в Италии, следуют великие географические открытия. Это эпоха формирования национальных государств, эпоха религиозных войн и конфликтов, начала опытного естествознания, положившего основу науке Нового времени. Для нее характерны грандиозные научно-технические открытия и изобретения. Познавательные горизонты человека неизмеримо расширились, изменились его прежние представления о Земле и о жизни на ней. Все это послужило причиной коренного изменения мировоззрения средневекового человека и повлияло на все сферы его жизни. Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм (антропос от греч. человек). Человек в этой философии – в центре мира, в отличие от средневековой – теоцентрической (теос – Бог) и античной – космоцентрической философии. Эта эпоха положила начало светской культуре, светскому образованию, светскому знанию, опытной науке. Возрождение – рождение интереса к античной философии, культуре. Именно в ней люди начинают видеть образец современности. Рассмотрим более подробно основания этих перемен.
Быстрый экономический рост Европы с XIIIвека, повсеместное развитие денежного хозяйства, возрастающая потребность в расширении торговли заставляют средневекового человека искать морские пути сообщения с Востоком (с которым средневековое общество познакомилось ранее благодаря крестовым походам). Для этих целей португальцы совершают плавания вдоль берегов Африки, начиная с открытия Канарских островов в 1335 г., продвигаясь до экватора в 1471 г. и достигая Индии в 1498 г. Колумб открывает новый материк в 1492 г., Бальбоа в 1513 г. находит сухопутный переход к Тихому океану. Человек открывает для себя новый мир – источник рефлексии и переосмысления собственных ценностей, что находит выражение в изменении его отношения к церковным догматам (Реформация), к природе (опыт, эксперимент), культуре прошлого (Гуманизм), к самому себе, своей роли в обществе (социальные утопии).
Развиваются города – центры ремесла и торговли, имеющие качественно другую организацию и управление по сравнению со средневековым городом. Отличие заключалось в том, что политическая и экономическая власть перешла от церковных служителей к богатым купцам, гражданским землевладельцам, что расширяло свободу и давало возможности дальнейшего развития общества.
В это время осуществлялись значительные открытия и технические изобретения:были открыты компас, рисовальные и измерительные приборы, порох, телескоп, книгопечатание, часы, подзорные трубы, самопрялка, доменное производство. Стало цениться знание, добываемое из опыта, потому что оно меняло жизнь человека и способствовало его благополучию. Новая наука должна была обработать огромный эмпирический материал, накопленный в ходе географических открытий, изобретений, творческих находок, и изменить свою сущность. «Это сочетание технической, экономической и социальной революции представляет собой единственное в своем роде общественное явление. В конечном счете значение этой революции превосходит даже значение открытия земледелия, сделавшего возможной саму цивилизацию, ибо благодаря науке она таила в себе возможности безграничного прогресса» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.)
Человек утверждается в собственных силах, собственной значимости. Философская мысль создает новую картину мира, тяготея к отрицанию Божественного творения, к отождествлению Бога и природы (пантеизм), природы и человека, человек олицетворяет собой творческое начало, будь то искусство, политика, религия или техническое изобретение. Его творчество – это синтез, воплощение идеи творца: в технических мастерских делаются научные открытия, создаются произведения искусства. Зачастую художник – это и мыслитель, и технический работник (Леонардо да Винчи – художник, изобретатель, ученый; Микельанжело – живописец, поэт, философ). Изменение отношения к природе проявляется и в изменении отношения к природе человека, его телесной красоте, которая ценится наряду с духовной, что проявляется в искусстве того времени, в ее эстетике, которая выдвигает прекрасное на первый план. Живопись, изображающая прекрасное тело и одухотворенное лицо земного (природного) человека, получила свое наивысшее выражение у художников Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др. Идейное обоснование новое мировоззрение ищет в культуре античности. Философская мысль обращается к наследию древних именно под этим ракурсом. Само имя «Возрождение» эпоха получила от новой ориентации в культуре: возрождение классической древности. Так как новое мировоззрение охватило все сферы жизни человека, то философия эпохи формировалась благодаря усилиям самых различных представителей общества.
Наиболее существенными чертами и характеристиками философии Возрождения являются:
гуманизм XIV-XV вв.;
религиозная революция (Реформация XVI - нач. XVII в.):
неоплатонизм и натурфилософия XV – нач. XVII в.;
секуляризация политических (XV – XVI вв.) и появление социально-утопических учений (XV - XVII вв.)
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература