logo search
Учебник

Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи

Возрождение – это эпоха величайшего культурного переворота, который пережило человечество. Иначе ее называют Ренессансом, и она охватывает период с XIV поXVI века.

На фоне распада феодальных отношений в Европе создается блестящая культура, развиваются и укрепляются города-республики в Италии, следуют великие географические открытия. Это эпоха формирования национальных государств, эпоха религиозных войн и конфликтов, начала опытного естествознания, положившего основу науке Нового времени. Для нее характерны грандиозные научно-технические открытия и изобретения. Познавательные горизонты человека неизмеримо расширились, изменились его прежние представления о Земле и о жизни на ней. Все это послужило причиной коренного изменения мировоззрения средневекового человека и повлияло на все сферы его жизни. Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм (антропос от греч. человек). Человек в этой философии – в центре мира, в отличие от средневековой – теоцентрической (теос – Бог) и античной – космоцентрической философии. Эта эпоха положила начало светской культуре, светскому образованию, светскому знанию, опытной науке. Возрождение – рождение интереса к античной философии, культуре. Именно в ней люди начинают видеть образец современности. Рассмотрим более подробно основания этих перемен.

Быстрый экономический рост Европы с XIIIвека, повсеместное развитие денежного хозяйства, возрастающая потребность в расширении торговли заставляют средневекового человека искать морские пути сообщения с Востоком (с которым средневековое общество познакомилось ранее благодаря крестовым походам). Для этих целей португальцы совершают плавания вдоль берегов Африки, начиная с открытия Канарских островов в 1335 г., продвигаясь до экватора в 1471 г. и достигая Индии в 1498 г. Колумб открывает новый материк в 1492 г., Бальбоа в 1513 г. находит сухопутный переход к Тихому океану. Человек открывает для себя новый мир – источник рефлексии и переосмысления собственных ценностей, что находит выражение в изменении его отношения к церковным догматам (Реформация), к природе (опыт, эксперимент), культуре прошлого (Гуманизм), к самому себе, своей роли в обществе (социальные утопии).

Развиваются города – центры ремесла и торговли, имеющие качественно другую организацию и управление по сравнению со средневековым городом. Отличие заключалось в том, что политическая и экономическая власть перешла от церковных служителей к богатым купцам, гражданским землевладельцам, что расширяло свободу и давало возможности дальнейшего развития общества.

В это время осуществлялись значительные открытия и технические изобретения:были открыты компас, рисовальные и измерительные приборы, порох, телескоп, книгопечатание, часы, подзорные трубы, самопрялка, доменное производство. Стало цениться знание, добываемое из опыта, потому что оно меняло жизнь человека и способствовало его благополучию. Новая наука должна была обработать огромный эмпирический материал, накопленный в ходе географических открытий, изобретений, творческих находок, и изменить свою сущность. «Это сочетание технической, экономической и социальной революции представляет собой единственное в своем роде общественное явление. В конечном счете значение этой революции превосходит даже значение открытия земледелия, сделавшего возможной саму цивилизацию, ибо благодаря науке она таила в себе возможности безграничного прогресса» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.)

Человек утверждается в собственных силах, собственной значимости. Философская мысль создает новую картину мира, тяготея к отрицанию Божественного творения, к отождествлению Бога и природы (пантеизм), природы и человека, человек олицетворяет собой творческое начало, будь то искусство, политика, религия или техническое изобретение. Его творчество – это синтез, воплощение идеи творца: в технических мастерских делаются научные открытия, создаются произведения искусства. Зачастую художник – это и мыслитель, и технический работник (Леонардо да Винчи – художник, изобретатель, ученый; Микельанжело – живописец, поэт, философ). Изменение отношения к природе проявляется и в изменении отношения к природе человека, его телесной красоте, которая ценится наряду с духовной, что проявляется в искусстве того времени, в ее эстетике, которая выдвигает прекрасное на первый план. Живопись, изображающая прекрасное тело и одухотворенное лицо земного (природного) человека, получила свое наивысшее выражение у художников Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др. Идейное обоснование новое мировоззрение ищет в культуре античности. Философская мысль обращается к наследию древних именно под этим ракурсом. Само имя «Возрождение» эпоха получила от новой ориентации в культуре: возрождение классической древности. Так как новое мировоззрение охватило все сферы жизни человека, то философия эпохи формировалась благодаря усилиям самых различных представителей общества.

Наиболее существенными чертами и характеристиками философии Возрождения являются: