§2. Досократовская философия
Досократовскую философию открывает эпоха семи мудрецов – VIIв. до н. э. Постичь философское мышление этого периода весьма сложно, прежде всего потому, что произведения досократовских мыслителей сохранились только во фрагментах и лишь благодаря цитированию и критике позднейших античных авторов.
Наиболее интересным источником является труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», написанном в первой половине третьего века эры Христа, а также труды других авторов - Плутарха, Секста Эмпирика, Ипполита, Климента Александрийского, Стобея и Симплиция.
В числе семи мудрецов был Фалес из Милета (640-562 гг. до н. э.), которого называли выдающимся общественным деятелем, ученым и основателем первой философской школы - Милетской или Ионийской.
Фалес является основателем философии «физиса» (природы). Он сформулировал проблему «архэ», т. е. первопричины всего сущего. Первопричина выступает в качестве праосновы, т. е. того, из чего происходит все сущее, и того, во что все разрешается. Архэ есть некая существенность, остающаяся постоянной при всех превращениях. У досократиков «архэ» был божественным началом бытия и жизни всех вещей.
В качестве архэ Фалес полагал воду. Но не стоит думать, что вода Фалеса есть то, что мы пьем, что она из ряда физико-химических элементов. Фалес мыслил воду как «физис» - жидкий, текучий, а то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний.
Фалес - «натуралист» в античном смысле слова, но совсем не «материалист» в современном понимании. Его вода соотносится с божественным началом. «Бог, - говорил он, - есть нечто самое древнее, ибо никем не рожден», поэтому он - основа всего. Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум, из него можно вывести всех богов мифилогического пантеона. Когда Фалес утверждал, что «все полно богов», он хотел лишь сказать, что все пропитано первоначалом. А поскольку жизнь первична, то все живо и все имеет душу. Это античный - панпсихизм. С Фалесом человеческий логос стал уверенно осваивать универсум как целое, так и его части, которые стали объектом частных наук.
Учеником Фалеса был Анаксимандр (611-546 гг до н. э.). До нас дошел фрагмент из трактата «О природе», в котором Анаксимандр продолжил разработку «физиса», а проблему архэ решал с помощью понятияапейрон.
Термин «апейрон» означает нечто, лишенное границ как внешних, пространственных, так и внутренних - качественных. Как количественно и качественно неограниченный апейрон дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующего; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем.
Апейрон выступает как божественное, ибо это архе бессмертно и неразрушимо, но не в духе Гомера, а в духе натурализма, физиса, ибо апейрон есть сущность мира, и является понятием пантеистического типа: апейрон как сущность растворен в природе.
Поскольку апейрон бесконечен, значит, бесконечны и миры, а наш земной мир является одним в ряду других миров, сосуществует с множеством миров.
Анаксимандр размышлял над проблемой генезиса космоса. В некоем моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное по первоначальной природе было жидким. Частично трансформированное огнем, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера утраивается, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует море. Земля, имеющая форму цилиндра, покоится в подвешенном состоянии по причине одинаковой удаленности всех частей, т. е. равновесия сил.
Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из которых постепенно развиваются животные все более сложные. Идея о зарождении жизни в водной среде содержит примитивное понятие эволюции жизни. Этого достаточно, чтобы понять, как далеко логос уходит от мифа.
В том же Милете жил ученик Анаксимандра Анаксимен(585 - 524 гг. до н. э.). До нас дошли три фрагмента из его сочинения «О природе». Разрабатывая философию «физиса», Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное - воздух, воздушная безграничная субстанция: «совсем как наша душа, - говорил он, - воздух поддерживает все и управляет всем; дыхание и воздух обнимают космос». По этой причине Анаксимен полагает воздух божественным, как и двое других милетцев, его предшественников.
Следуя необходимости ввести некий «физис», из которого были бы выводимы все вещи наиболее логичным и рациональным способом, Анаксимен нашел в воздушном элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и трансформаций. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и расширяясь, он нагревается и становится огнем. Анаксимен вводит понятие динамической причины, которая неразрывно связана с «физисом», приводя его в гармонию.
Философию «физиса» разрабатывал Гераклитиз Эфеса (540-480 гг. до н. э.). Он написал книгу «О природе», откуда до нас дошло множество фрагментов в виде серии афоризмов в туманном, трудно доступном пониманию стилем, за что его называли Гераклитом Темным.
Гераклит прежде всего обратил внимание на динамизм вещей: все вещи универсума возникают, растут и гибнут, все миры подчинены этому процессу. Динамизм вещей является производным от динамизма первоначала, от архэ. Поэтому Гераклита принято считать одним из основоположников диалектики.
Рассматривая состояние универсума, Гераклит утверждал «все движется», «все живет», ничто не остается неподвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»; «мы выходим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые».
Смысл этих фрагментов ясен: река видимым образом та же, между тем в реальности она состоит из воды всякий раз новой, которая пребывает и исчезает. Поэтому, входя в реку второй раз, мы омываемся уже другой водой. Но мы и сами меняемся: в момент полного погружения в реку мы уже другие, не те, что были.
Следующий важный момент философии Гераклита заключается в том, что первопричина архэ является единством противоположностей в самом себе и является источником развития универсума. Эти противоположности соединяются в гармонии: «Дорога вверх и дорога вниз есть та же самая дорога», «общее - конец и начало круга», «одно и то же - живое и мертвое». Итак, «все есть одно», а «из одного проистекает все».
Эта гармония «единства противоположностей» и есть Бог и божества: «Бог есть день-ночь, зима-лето, война и мир, сытость и голод».
Диалектика Гераклита укоренена в философии «физиса», поэтому за первосущность универсума он принимает огонь, все остальное - размен огня, и один огонь меняет все вещи, как товары, они - суть размен золота, и на золото меняются все вещи». Этот огонь подобен «молнии, всем управляющей», а то, что руководит, есть понимание, разум, логос, разумные законы.
В размышлениях о человеке Гераклит подчеркивал дуализм души и тела, причем главную роль отводил душе. Душа - огонь, а стало быть, душа наиболее сухая - наиболее мудрая, а безумие - это влажность, сырость. Никогда не отыскать границы души, сколько бы путей ее ни отслеживать, так как глубина ее - это ее логос. Гераклит возрождает идею орфиков о том, что телесная жизнь - умершвление души, а смерть тела взывает к жизни душу.
Новое понимание «физиса» разработал Пифагор с острова Самоса (570 - ок. 500 гг. до н. э.). Диоген Лаэртский сообщает, что Пифагор в юности беседовал с Фалесом, был в Египте и Вавилоне, где приобщился к знаниям жрецов. Вернувшись на Самос, Пифагор нашел родину под игом тирана Поликрата, поэтому отплыл на парусах в итальянский город Кротон, где создал свою школу, получившую название Пифагорейский союз, в котором было около 300 учеников. Политическим идеалом Пифагора была аристократическая республика, поэтому демократически настроенные кротонцы восстали против Пифагора, подожгли здание, где были пифагорейцы и в результате этого Пифагор погиб, но школа существовала еще долго.
Согласно Диогену Лаэртскому, Пифагор написал три книги: «О воспитании», «О делах общины», «О природе». Пифагору приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорийской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы. Деятельность Пифагорийского союза была окутана тайной, учение было доступно только посвященным, публикация работ запрещалась. Первым пифагорейцем, опубликовавшим свое сочинение, был Филолайсовременник Сократа.
Пифагор и его союз разработали философию «физиса» (натурфилософию) на основе математики и геометрии и научили видеть мир другими глазами: как порядок, совершенным образом проницаемый разумом.
Традиция утверждает, что уже в беседе с Фалесом Пифагор заявил: «Все есть число», тем самым за первосущность принял не природное первоначало (вода, воздух, огонь), а духовное образование - «число». Но если для нас «число» есть порождение человеческого разума, то для античной мысли «число» есть реальность самостоятельная, т. е. «физис» вещей.
Реально как «физис» существует числовой ряд, в который заложена божественная гармония, по образу которой Бог из хаотической материи построил космос - обустроенную, упорядоченную часть Вселенной.
За исходное число берется единица, Единое, что есть Бог. Богу противостоит Двоица - мертвая материя. Вхождение Бога в материю дает Троицу - сформированные три мира: Божественный, человеческий, природный. Число четыре означает, что природный и человеческий миры состоят из четырех элементов - огонь, воздух, земля, вода.
Совершенным, священным числом является десять, выступающее как сумма первых четырех чисел. Оно выражает единство Бога (Единица) и построенного мира, что обозначается кругом (О). Так возникла теория десятичной системы, которая работает и до сих пор.
На основе десятичной системы пифагорейцы осуществили фундаментальное описание космоса. Если число есть порядок, то все - это порядок: небо, земля, Боги и люди всегда поддерживаются порядком, и этот порядок есть Космос. Небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят «божественную музыку сфер», которая реализуется в музыкальной гармонии.
Пифагор разработал учение о метемпсихозе, согласно которому душа по причине первородного греха вынуждена воплощаться в различные телесные существа, чтобы искупить свою вину.
Цель жизни человека - освободить душу от тела через ее очищение (катарсис). Путь очищения не только в добродетельной жизни, но, прежде всего, в науке, в постижении истины. Путь познания, поиск истины и блага и есть высшее очищение, что приводит к соединению с божественным.
Философию «физиса» завершают натурфилософские взгляды Левкиппа(500-440 гг до н. э.) иДемокрита (460-370 гг до н. э.), которые разработали атомистическое учение о бытии мира и человека.
Диоген Лаэртский сообщает, что Левкипп был родом из Милета, а Демокрит из Абдер. Левкиппу приписывают авторство книг «Великий диакосмос» и «Об уме», которые не сохранились. Демокрит написал более семидесяти работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии и т.д., которые снискали ему уважение всех выдающихся мыслителей древности, таких как Аристотель, Цицерон, Плутарх и других. До нас дошло лишь множество фрагментов его работ.
Сообщения античных авторов об учении Левкиппа в своем большинстве были тесно связаны со взглядами Демокрита, и многие авторы начинали свои сообщения словами «Левкипп и Демокрит говорили ...». Поэтому их взгляды рассматривают как единое целое.
Принципиально новое решение проблемы бытия связано с введением понятия атома, что по-гречески означает то, что не делится. Принципы атомистической теории сводятся к следующим основным положениям.
Атомы есть сущее, они размещаются и движутся в пустоте. Пустота есть условие существования и движения атомов, поэтому она есть небытие (не - сущее). Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Число атомов бесконечно, значит и количество миров, которые они образуют, так же бесконечно. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, а это происходит бесконечно и в силу необходимости.
Проблему бытия человека Левкипп-Демокрит рассматривали в русле атомистического учения. Тело и душа человека состоят из атомов, причем душа - это огненное соединение постигаемых разумом частиц, она имеет шаровидную форму, причем душа объявляется смертной, т. е. распадается на атомы вместе со смертью тела.
С душой человека связано решение проблемы познания. Утверждается, что существует чувственное и рациональное познание. Познание объясняется как результат контакта атомов тел, испускающих флюиды, с нашими чувствами. Знание, полученное с помощью рассуждения (разума), является подлинным. Знания, полученные с помощью чувств, называются темными, они есть лишь мнение о вещах.
Атомисты разработали этическое учение. Центральным в этике является «достижение доброй мысли». Главным средством достижения добродетели является убеждение и воспитание в духе нравственности, ибо принуждением человека нельзя сделать добрым. Мерилом нравственности должен быть сам человек.
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература