§ 5. Альбер Камю
Альбер Камю (1913-1960) родился в семье французского рабочего, переехавшего из Франции в Алжир. Его детство прошло на севере Африки, во французской части Алжира, где Камю окончил университет по специальности «философия». С 1938 г. работал журналистом в газете «Республиканский Алжир», в 1942 г. вернулся во Францию, вступил в движение Сопротивления. Во время войны опубликовал повесть «Посторонний» (1942), философское сочинение «Миф о Сизифе» (1942), после войны роман «Чума» (1947), философское эссе «Бунтующий человек» (1951), много занимался драматургией (кроме своих пьес осуществил постановку «Бесов» Ф. Достоевского, «Реквием по монахине» У. Фолкнера), журналистикой и публицистикой. В 1957 г. Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Камю также не был кабинетным философом, пишущим систематические философские трактаты. Его идеи еще в большей степени, чем у Сартра, вплетены в ткань образов и ситуаций его художественных произведений. Сочинения Камю, которые можно считать собственно философскими – «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» - мало похожи на обычные философские трактаты с их систематическими теоретическими построениями, цитатами и дефинициями. Классик «абсурдизма» и продолжатель традиций философской эссеистики, Камю предпочитал профессиональной философии традицию французских философов-литераторов и моралистов (Монтень, Декарт, Паскаль, Ларошфуко). Главная тема его философствования – мир переживаний и образ мыслей «абсурдного человека», противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром блага и равновесия. Его философию можно охарактеризовать как философию, уловившую абсурдность существования и пытающуюся его осмыслить в форме философских рассуждений и литературно-художественных образов.
Подобно всем философам-экзистенциалистам, Камю полагает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает не путем научного познания или теоретических философских спекуляций, а посредством чувства, высвечивающего его существование, «бытие-в-мире». Камю ссылается на «тревогу» Хайдеггера и «тошноту» Сартра, меланхолию, «страх» и скуку Кьеркегора. У Камю таким чувством, характеризующим бытие человека, является чувство абсурдностимира и существования. Оно неожиданно рождается из скуки, когда индивид, выпадая из рутины повседневной жизни с ее скучным житейским распорядком (подъем, завтрак, работа в конторе, постель), вдруг задает себе вопрос «А стоит ли вообще жизнь того, чтобы ее прожить?». Так на первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенное».
«Миф о Сизифе» осмысляет проблему самоубийства как свободы в отсутствии религиозной надежды и поиска «положительной формы» бытия в мире абсурда. Вопрос Камю таков: что представляет собой «абсурдный человек» и как ему жить без высшего смысла и без благодати? Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным и религиозным конструкциям. Его полемика направлена против религиозного подхода к человеку и против учений, предписывающих человеку моральные нормы извне – согласно предписаниям общества, заповедям религии. Морализм исходит из оправдания зла, Камю исходит из «невиновности человека», поскольку человеку не в чем оправдываться. Для абсурдного человека «существует ответственность, но не существует вины». В абсурдном мире ценность понятия, действия и жизни измеряется их плодотворностью.
Самоубийство традиционно рассматривалось как социальный феномен, выход из болезненной неспособности к социальной адаптации, патологического нарушения психической способности восприятия реального мира. «Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида», - пишет Камю. Мир вне человека не абсурден. «Если абсурд и существует, то только во вселенной человека». Чувство абсурдности и безнадежности является не патологией сознания человека, а фактической нормой его существования.
Возможны два неправомерных вывода из констатации абсурда. Первый из них – самоубийство, второй – «философское самоубийство». Самоубийство представляет собой способ покончить с абсурдом, поскольку вместе с самоликвидацией человека во временном затмении ясности суждения исчезает и абсурд, но на самом деле самоубийство - это примирение с абсурдом. «Философское самоубийство» - такое же бегство от абсурда, «скачок через стены абсурда», поскольку на место ясности приходят иллюзии в разумности, благости, милосердия мира, желаемое принимается за действительное. Ответ Достоевского на проблему абсурда – смирение, Шестова – религиозное смирение, ответ Кьеркегора – «жертвоприношение интеллекта», и все эти мыслители совершают «философское самоубийство». Но абсурд предельно ставит под сомнение все ценности, включая утешение в Боге, абсурд тотален. Поэтому Камю отдает предпочтение мужеству продолжения жизни и способности ясного суждения человека в ситуации абсурда. В противоположность другой крайности - европейскому нигилизму - Камю предлагает в качестве терапии «абсурдному человеку» свет разума, поиск смысла, полноту переживания, надежду, самодисциплину и «эффективную этическую школу терпения и ясности».
Если Ницше, отец европейского нигилизма, предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о «вечном возвращении», то Камю предлагает ему миф об «утверждении самого себя»: с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела, человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Эстетическое и творческое самоутверждение, бунт против мифологии добра и зла, против всех богов и идолов – способ обрести смысл жизни. Миром управляет не бессмыслица, а смысл, но его трудно расшифровать – ключом к этому ускользающему смыслу является тотальный метафизический и политический бунт.
«Бунтующий человек» - это история бунта против несправедливости человеческого удела. Исходный пункт рассуждения Камю остается прежним – это абсурд, ставящий под сомнение все ценности. Однако отказ от самоубийства в философии абсурда косвенно свидетельствовал, что можно привести доводы и против убийства. Но вопрос все же оставался непроясненным. Абсурд, по мнению Камю, запрещает не только самоубийство, но и убийство, поскольку уничтожение себе подобного означает покушение на уникальный источник смысла, каковым является жизнь каждого человека.
В данной философской работе у Камю центральной темой размышления становится понятие бунта. Бунт придавет цену индивидуальной жизни – это «борьба интеллекта с превосходящей его реальностью». Однако бунт становится коллективным способом существования людей, «общим начинанием», объединяющим их началом. Бунт извлекает индивида из его одиночества, выступает формой политической и метафизической общности людей.
Книга в целом посвящена анализу тех форм бунта, которые переросли в ХIХ веке в сопротивление политическим и идеологическим режимам и сокрушительные революции ХХ века. Камю подходит к «историческому бунту» отнюдь не как историк и не как философ истории. Его более всего интересует, какие умонастроения и идеи толкали (и толкают) людей к цареубийству, революционной смуте, к террору, войнам, массовому уничтожению иноплеменников и соплеменников. Философским предпосылкам и социально-политическим идеям эпохи Камю приписывает поистине решающую роль в этих процессах. Несмотря на жесткую критику разрушительных последствий бунта, нигилизма и революции, Камю воздает должное бунту и революционности, поскольку они порождены осознанием абсурдности человеческого удела. И следовательно, стоит верить в человека, осмысленно принявшего на себя «риск и трудности свободы», верить в то, что его истинный бунт будет свободен от разрушительных последствий. К этой вере в человека призывал Камю в своих последних, написанных перед трагической гибелью в автокатастрофе, работах.
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература