logo search
Учебник

§ 5. Альбер Камю

Альбер Камю (1913-1960) родился в семье французского рабочего, переехавшего из Франции в Алжир. Его детство прошло на севере Африки, во французской части Алжира, где Камю окончил университет по специальности «философия». С 1938 г. работал журналистом в газете «Республиканский Алжир», в 1942 г. вернулся во Францию, вступил в движение Сопротивления. Во время войны опубликовал повесть «Посторонний» (1942), философское сочинение «Миф о Сизифе» (1942), после войны роман «Чума» (1947), философское эссе «Бунтующий человек» (1951), много занимался драматургией (кроме своих пьес осуществил постановку «Бесов» Ф. Достоевского, «Реквием по монахине» У. Фолкнера), журналистикой и публицистикой. В 1957 г. Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Камю также не был кабинетным философом, пишущим систематические философские трактаты. Его идеи еще в большей степени, чем у Сартра, вплетены в ткань образов и ситуаций его художественных произведений. Сочинения Камю, которые можно считать собственно философскими – «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» - мало похожи на обычные философские трактаты с их систематическими теоретическими построениями, цитатами и дефинициями. Классик «абсурдизма» и продолжатель традиций философской эссеистики, Камю предпочитал профессиональной философии традицию французских философов-литераторов и моралистов (Монтень, Декарт, Паскаль, Ларошфуко). Главная тема его философствования – мир переживаний и образ мыслей «абсурдного человека», противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром блага и равновесия. Его философию можно охарактеризовать как философию, уловившую абсурдность существования и пытающуюся его осмыслить в форме философских рассуждений и литературно-художественных образов.

Подобно всем философам-экзистенциалистам, Камю полагает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает не путем научного познания или теоретических философских спекуляций, а посредством чувства, высвечивающего его существование, «бытие-в-мире». Камю ссылается на «тревогу» Хайдеггера и «тошноту» Сартра, меланхолию, «страх» и скуку Кьеркегора. У Камю таким чувством, характеризующим бытие человека, является чувство абсурдностимира и существования. Оно неожиданно рождается из скуки, когда индивид, выпадая из рутины повседневной жизни с ее скучным житейским распорядком (подъем, завтрак, работа в конторе, постель), вдруг задает себе вопрос «А стоит ли вообще жизнь того, чтобы ее прожить?». Так на первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенное».

«Миф о Сизифе» осмысляет проблему самоубийства как свободы в отсутствии религиозной надежды и поиска «положительной формы» бытия в мире абсурда. Вопрос Камю таков: что представляет собой «абсурдный человек» и как ему жить без высшего смысла и без благодати? Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным и религиозным конструкциям. Его полемика направлена против религиозного подхода к человеку и против учений, предписывающих человеку моральные нормы извне – согласно предписаниям общества, заповедям религии. Морализм исходит из оправдания зла, Камю исходит из «невиновности человека», поскольку человеку не в чем оправдываться. Для абсурдного человека «существует ответственность, но не существует вины». В абсурдном мире ценность понятия, действия и жизни измеряется их плодотворностью.

Самоубийство традиционно рассматривалось как социальный феномен, выход из болезненной неспособности к социальной адаптации, патологического нарушения психической способности восприятия реального мира. «Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида», - пишет Камю. Мир вне человека не абсурден. «Если абсурд и существует, то только во вселенной человека». Чувство абсурдности и безнадежности является не патологией сознания человека, а фактической нормой его существования.

Возможны два неправомерных вывода из констатации абсурда. Первый из них – самоубийство, второй – «философское самоубийство». Самоубийство представляет собой способ покончить с абсурдом, поскольку вместе с самоликвидацией человека во временном затмении ясности суждения исчезает и абсурд, но на самом деле самоубийство - это примирение с абсурдом. «Философское самоубийство» - такое же бегство от абсурда, «скачок через стены абсурда», поскольку на место ясности приходят иллюзии в разумности, благости, милосердия мира, желаемое принимается за действительное. Ответ Достоевского на проблему абсурда – смирение, Шестова – религиозное смирение, ответ Кьеркегора – «жертвоприношение интеллекта», и все эти мыслители совершают «философское самоубийство». Но абсурд предельно ставит под сомнение все ценности, включая утешение в Боге, абсурд тотален. Поэтому Камю отдает предпочтение мужеству продолжения жизни и способности ясного суждения человека в ситуации абсурда. В противоположность другой крайности - европейскому нигилизму - Камю предлагает в качестве терапии «абсурдному человеку» свет разума, поиск смысла, полноту переживания, надежду, самодисциплину и «эффективную этическую школу терпения и ясности».

Если Ницше, отец европейского нигилизма, предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о «вечном возвращении», то Камю предлагает ему миф об «утверждении самого себя»: с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела, человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Эстетическое и творческое самоутверждение, бунт против мифологии добра и зла, против всех богов и идолов – способ обрести смысл жизни. Миром управляет не бессмыслица, а смысл, но его трудно расшифровать – ключом к этому ускользающему смыслу является тотальный метафизический и политический бунт.

«Бунтующий человек» - это история бунта против несправедливости человеческого удела. Исходный пункт рассуждения Камю остается прежним – это абсурд, ставящий под сомнение все ценности. Однако отказ от самоубийства в философии абсурда косвенно свидетельствовал, что можно привести доводы и против убийства. Но вопрос все же оставался непроясненным. Абсурд, по мнению Камю, запрещает не только самоубийство, но и убийство, поскольку уничтожение себе подобного означает покушение на уникальный источник смысла, каковым является жизнь каждого человека.

В данной философской работе у Камю центральной темой размышления становится понятие бунта. Бунт придавет цену индивидуальной жизни – это «борьба интеллекта с превосходящей его реальностью». Однако бунт становится коллективным способом существования людей, «общим начинанием», объединяющим их началом. Бунт извлекает индивида из его одиночества, выступает формой политической и метафизической общности людей.

Книга в целом посвящена анализу тех форм бунта, которые переросли в ХIХ веке в сопротивление политическим и идеологическим режимам и сокрушительные революции ХХ века. Камю подходит к «историческому бунту» отнюдь не как историк и не как философ истории. Его более всего интересует, какие умонастроения и идеи толкали (и толкают) людей к цареубийству, революционной смуте, к террору, войнам, массовому уничтожению иноплеменников и соплеменников. Философским предпосылкам и социально-политическим идеям эпохи Камю приписывает поистине решающую роль в этих процессах. Несмотря на жесткую критику разрушительных последствий бунта, нигилизма и революции, Камю воздает должное бунту и революционности, поскольку они порождены осознанием абсурдности человеческого удела. И следовательно, стоит верить в человека, осмысленно принявшего на себя «риск и трудности свободы», верить в то, что его истинный бунт будет свободен от разрушительных последствий. К этой вере в человека призывал Камю в своих последних, написанных перед трагической гибелью в автокатастрофе, работах.