logo search
Учебник

§ 2. Мартин Хайдеггер

Идеи Сёрена Кьеркегора о том, что человек – лишний элемент ландшафта, а его существование абсурдно и проблематично, оказали сильнейшее влияние на философию Мартина Хайдеггера. Ощущение бесприютности, заброшенности, одиночества, тоска по бытию, озабоченность своим существованием, страх перед смертью, перед будущим нашли отражение в ранней работе Хайдеггера «Бытие и время».

Однако экзистенциалистом можно считать Хайдеггера с большой натяжкой, хотя понятие экзистенции и ряд экзистенциальных понятий, близких по значению к понятиям философии Кьеркегора у Хайдеггера несомненно наличествуют. Различие лежит в том, что Кьеркегор осмысляет проблему человеческого существования, проблему индивидуальнойчеловеческойэкзистенции, а Хайдеггер ведет речь о смысле бытия вообще и способе бытия того сущего, которое способно задать себе вопрос о смысле бытия. В «Бытии и времени» речь идет не оконкретном существовании конкретного человека (не об индивидуальной экзистенции), что является общим отличительным признаком экзистенциализма как философского направления, а о «раскрытии смысла бытия того сущего, которое суть мы сами» и о построении онтологии нового типа -экзистенциальной онтологии. Поэтому философские построения Хайдеггера являются, прежде всего,онтологией, тогда как у Кьеркегора онтологических построений нет.

Радикальная реформа онтологии, предложенная Хайдеггером, состоит в ее более фундаментальном обосновании: по мнению Хайдеггера, сознание, фундамент классической онтологии (разработанной Декартом, Кантом, Гегелем), не может быть предельным основанием онтологии, поскольку само еще нуждается в обосновании. Следует не только поставить вопрос о сфере сознания, а поставить вопрос о сознании в его бытии, вопрос о бытии самого сознания. Жизнь шире региона сознания, претендующего быть фундаментом онтологии. Жизнь шире любых попыток ее категориальной экспликации.

Хайдеггер предлагает ввести радикально иное основание для построения новой онтологии, призванной укоренить сознание в жизни, – фактическое и историческое «вот‑бытие» (Dasein), в опоре на некатегориальный и неинтеллектуальный опыт присутствия, экзистенции.Dasein(вот‑бытие, экзистенция, присутствие), - то сущее, бытие которого состоит в понимающем отношении к своему бытию – должно стать тем фундаментом, на котором должна строиться новая онтология, противопоставившая традиционной онтологии человеческое бытие,вот‑бытие фактической экзистенции.

Отсюда – двойная задача ранней фазы исследований: во‑первых, онтологическое исследование способа бытия такого сущего, которое экзистирует и способно ставить под вопрос способ своего существования; и, во‑вторых, анализ тех понятий, с помощью которых возможно построение новой онтологии. Эти понятия Хайдеггер называет «экзистенциалами» (которые являются вне- и допонятийными способами понимания), чтобы отличить их от «категорий» традиционной онтологии. Такое исследование Хайдеггер называет «экзистенциальной аналитикой». Важнейшие экзистенциалы, которые анализирует Хайдеггер в «Бытии и времени», - это экзистенциалы «заботы», «смерти», «заброшенности», «настроенности», «расположенности», «открытости», «понимания», «предпонимания», «решимости», «временности», «историчности» и «конечности». Как видим, построения Хайдеггера при ближайшем рассмотрении имеют в первую очередь онтологический характер и только во вторую, собственно экзистенциальный.

Термин «экзистенция» употребляется Хайдеггером для указания на специфически человеческий способ бытия Dasein. Все другое сущее (растения, животные, минералы) не экзистирует, просто наличествует в мире. «Быть», «существовать» в случае человека – это не просто занимать место в мире, присутствовать и наличествовать в нем. Вот-бытие, существование, экзистенция – это пребывание в областисобытиясмысла. У Хайдеггера есть замечательная мысль, трудно переводимая без потерь на русский язык: „DasSteinistweltlos.Das Tier ist weltarm. Der Mensch ist weltbildet.“ („Каменьлишенмира. Животноебедномиром. Человек миробразует,порождает.“). Все регионы бытия, все другие роды сущего раскрываются вместе с человеком в «вот» его бытия. Человек – единственное сущее, априорно разделившее в совместном бытии мир с другими родами сущего, и только посредством человека они открыты.

Такой способ бытия человека Хайдеггер называет бытием‑в‑мире. Это не созерцательное и познавательное, а, прежде всего, практическое отношение человека к миру. Человек есть проект, его бытие есть бытие возможного. Экзистенция – это бытие‑в‑возможности. Человек, находясь посреди бытия, будучи втянут в вещный мир, трансформирует его. А меняя мир, он формирует и меняет самого себя. Поэтому изначальнее всякого теоретического и познавательного отношения к себе и миру для человека – забота, озабоченность своим бытием и его смыслом.

Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, рассуждает о реальности на уровне фактов науки, его забота выражается не «онтологически», а в «онтическом» плане. Это – неподлинное существование человека. Растворенность экзистенции в праздной болтовне, любопытстве, анонимном тумане авторитетов – все это неподлинный модус бытия человека. Анонимность – «так говорят», «так делают», «так принято» - верный признак неподлинного существования. Подлинное существование человека есть самопроектирование и трансцендирование себя за пределы сферы вещной реальности. Кроме того, подлинная экзистенция – это всегда бытие‑к‑смерти, к предельной возможности жизни. В перспективе смерти человек осознает себя конечным и историчным, более того, в перспективе смерти обнажается суетность любого проекта. Голос совести, озабоченное перед лицом смерти сознание, следовательно, озвучивают смысл смерти и смысл существования, обнажая ничтожность любого проекта. Поэтому, только приблизившись к постижению смерти как невозможности существования, конца всех возможностей, человек обретает подлинное бытие.

Ощутив в себе этот страх «бытия-к-смерти», набраться мужества взглянуть в лицо собственного Ничто, небытия – значит ощутить подлинную экзистенцию. Стать свободным от страха смерти, тревоги перед лицом собственной смерти – значит распознать такие возможности, которые, будучи правильно выбранными, окажутся недостижимыми для смерти. Поэтому, распознав голос совести, взывающий к подлинному существованию, онтологическому (не онтическому) экзистенциальному плану, человек в экзистенциальной онтологии Хайдеггера способен трансцендировать за пределы наличного бытия, устремляться на поиски его смысла.