§ 2. Неотомизм
Неотомизм – это господствующее течение в философии современного католицизма и современная философская версия томизма, т.е. учения Фомы Аквинского (1225–1274). Неотомизм является ответвлением неосхоластической философии. Как показали Д. Реали и Д. Антисери, можно выделить много причин рождения неосхоластики. Среди них реакция: и на просвещенческий рационализм, и на идеалистический имманентизм, и на материалистический позитивизм, и на некоторые аспекты политического либерализма, эксцессы обмирщения духовной жизни общества. Возврат к схоластике в XXв. был также обусловлен переоценкой жизни средневековья, возрастанием интереса к данной эпохе и борьбой за политическую независимость папства. Необходимо было не только защитить саму идею авторитета, которая находилась в кризисе, но и восстановить утраченное равновесие между разумом и верой внутри христианской мысли.
Возникновение неотомизма связано с официальным католичеством. Зарождение неотомизма началось еще в 70-е гг. XIXв. под влиянием принятой наIВатиканском соборе «Догматической конституции католической веры» (1870).
В 1879 г. Папа Лев XIIIиздал энциклику «AeterniPatris» («отцу вечному»), в которой объявлял систему взглядов Фомы Аквинского (томизм) единственной официальной доктриной церкви и тем незыблемым фундаментом, на который должны опираться католики в своих научных и философских исследованиях, а также в богословской аргументации. В 1893 г. был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия). На разработку и распространение постоянно неотомизма направлена деятельность Академии св. Фомы в Ватикане, Католических институтов в Париже, Лионе, Тулузе, Пуллахской школы (близ Мюнхена), университета Нотр Дам (США) и др.
Еще в конце XIXв. Папа ЛевXIIIпонял, что между церковью и современным обществом развергается огромная пропасть. Необходимо было не только обновление христианства, но и адаптация его постулатов к современным жизненным ситуациям, что нашло свое отражение в выдвижении лозунга «accomodatarenovatio», т.е. приспособления католичества к новым условиям. Таким образом официальное католичество стремилось примениться к изменениям в обществе, призывая католиков учитывать достижения науки, культуры, политики, экономики и т.д.
В то же время церковь постоянно пыталась защитить свои догмы от проникновения в них ересей. Так, Папа Пий Xв своей энциклике «Pascendi» (1907) вынес суровый приговор модернизму в католическом мире – «синтезу всех ересей» и призвал вырвать с корнем это ядовитое растение. Это заметно осложнило диалог зарождающейся неосхоластики с современной культурой. Теологам предписывалось строго следовать «истинному духу святого Фомы Аквинского», а величие данного мыслителя виделось в его неподражаемом искусстве теолога, связывающего разум с верой так органично, что и разум, и вера сохраняли свои права и достоинства в целостности и неприкосновенности.
Среди ведущих представителей официального неотомизма были и сами Папы (например, Пий X, Иоанн ПавелII(К. Войтыла) и др.), а также такие мыслители как кардинал Д.Ж. Мерсье, архиепископ Мехелена, М. Дефурни, А.Д. Сертийанж, Ф. Ван Стеенберген, Ю.М. Бохеньский, Г.А. Веттер, И. де Фриз, И. Лотц, и др. Но в среде философов неотомизм в первую очередь связывается с именами таких выдающихся мыслителей как Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), К. Ранер (Германия).
Папа Иоанн XXIII, созываяIIВатиканский собор (1962-1965), поставил своей целью осуществление «аджорнаменто», что означает перестройку католической церкви к новым историческим условиям, выработку стратегии и тактики церкви в борьбе против неуклонного падения ее престижа в обстановке усиливающегося кризиса религиозного сознания вследствие возрастающего разрыва коммуникаций церкви с людьмиXXв. – с их требованиями, запросами, образом жизни и мыслей, когда атеизм сделался одним из «важнейших явлений нашего времени». В результате было открыто новое пространство для диалога католической мысли со всей современной философией, но при этом подчеркивалась необходимость защиты христианского учения. Предпочтительность томизма для католической церкви подтвердил и Папа Иоанн ПавелII, выступая с речью к столетию энциклики ЛьваXIII(«AeterniPatris», 1879), но он также обратил внимание на необходимость диалога томизма с современными философскими течениями.
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература