logo search
disk / Философия,логика гуманитас

Основные понятия

Абсолют – понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.

Абстракция – результат процесса абстрагирования, то есть отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений.

Абсурд – 1) в математике и логике – расхождение рассуждений (действий) с выводами; 2) в философии экзистенциализма – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты и трагического разлада с миром, ставшим равнодушным и даже враждебным человеку по причине отчуждения его от общества, от истории, от самого себя.

Агностицизм – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов.

Аксиология – философское учение о ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию поступков.

Аксиоматический метод – метод построения теории путем формулировки исходной системы аксиом и правил вывода из них следствий – теорем.

Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности.

Аналогия – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез.

Анимизм – вера в наличие у всех существ и предметов мира независимого начала – души, духа; составная часть всех религий мира.

Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

Антропология (философская) – учение о сущности, происхождении и призвании человека во Вселенной; целостное учение о человеке как уникальной форме бытия, творце культуры и истории.

Антропоцентризм – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального.

Апологетика – раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности христианского учения, позволяющие защитить его от различных искажений и нападок.

Апория – в античной философии – кажущееся непреодолимым затруднение, возникшее при обнаружении противоречия в ходе решения проблемы.

Апостериорный – приобретенный опытным путем.

Априорный –предшествующий опыту и независимый от него.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К. Юнга архетипы – это врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые являются основой общечеловеческой символики. Эти глубинные образы воспринимаются человеком интуитивно и проявляются на «поверхности» сознания в различного рода видениях, религиозных представлениях, символах.

Астрология – учение о влиянии расположения небесных светил на исторические события, судьбы людей.

Атараксия – в древнегреческой философии – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.

Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.

Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство субстанции.

Базис и надстройка – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения.

Безобразное – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь.

Бессознательное – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний.

Биоэтика – учение о нравственном отношении человека ко всему живому.

Благо – философское и этическое понятие, обозначающее совокупность ценностей, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека, общества.

Бог – в религиозных системах духовное существо, управляющее миром, судьбами людей; выступает объектом культа.

Брахма – один из трех верховных богов индуизма (наряду с Вишну и Шивой), создатель мира, прародитель других богов, демонов и людей.

Брахман – онтологическое понятие в брахманистско-индуистской традиции, означающее безличный абсолют, духовную основу и целостность мира.

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI–V вв. до н. э.; одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий.

Бхагавадгита – один из важнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии; теоретическая основа индуизма.

Бытие – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии).

Веданта – термин индийской культуры, 1) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); 2) наиболее влиятельная религиозно-философская система, признающая авторитет вед. Наряду с Упанишадами, Бхагавадгитой и «Брахма-сутрой» является философской основой индуизма.

Веды – 1) в широком смысле – знание как результат откровения, полученного мудрецами-риши; 2) в узком смысле – четыре собрания текстов (самхита), составленных во II тысячелетии до н. э.: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания).

Вероятность – 1) в математике – число, заключенное между нулем и единицей, характеризующее частоту наступления некоторого события в серии испытаний; 2) в логике – возможность истинности произвольного высказывания.

Вера – 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.

Верификации принцип – проверка истинности теории, заключающаяся в выведении из теоретических утверждений следствий, непосредственно соотносимых с фактами. В неопозитивизме верификация является условием осмысленности суждений и критерием научности фактического знания. В современной методологии научного познания верификация является частью гипотетико-дедуктивного метода.

Вещь в себе – понятие кантовской философии, означающее вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия. Вещь в себе противоположна явлению – тому, что с формальной стороны полностью определяется субъективными условиями чувственности.

Витализм – учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием физических и химических законов, поскольку живому присуще особое одушевляющее начало.

Возвышенное – эстетически совершенное, превосходящее воспринимающего его индивида.

Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия.

Воля – готовность к совершению поступка. Воля реализуется в выборе цели и ее достижении.

Воображение – процесс создания психического образа на основе перестройки имеющихся представлений.

Восприятие – процесс воссоздания целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Всеединство – гармоническое сочетание различных элементов таким образом, при котором соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента; центральная категория русской религиозной философии.

Всеобщее (общее), особенное, единичное – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета.

Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний).

Гармонии веры и разума теория – теологическое учение, согласно которому между разумом и верой нет противоречия. В завершенном виде разработана средневековым мыслителем Ф. Аквинским. Эта теория обосновывает возможность гармоничного сосуществования науки и теологии, философии и откровения при условии осознания человеческим разумом своих возможностей и пределов в постижении богооткровенных истин. Принцип гармонии веры и разума используется в современной католической философии и теологии.

Гедонизм – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории.

Гилозоизм – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях.

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.

Гипотетико-дедуктивный метод – получение знаний об объекте путем формулировки гипотез и последующей их проверки.

Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.

Гуманизм – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место; концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида.

Даосизм – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао (букв.: путь, дорога) – невидимый всеобщий закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделимо от материального мира и управляет им. Главный принцип поведения человека – сохранение «меры вещей», естественного порядка в природе и обществе.

Движение – изменение вообще, способ существования материи и духа.

Двойственность истины – учение, развившееся в средние века и утверждавшее независимость между философией и религией как по предмету, так и по методам осмысления. Такая установка способствовала отделению науки и философии от религии.

Дедукция – движение мысли от общего к частному, выведение следствий из совокупности исходных утверждений (посылок).

Деизм – доктрина, признающая Бога источником движения и развития природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие.

Деконструкция – центральное понятие философии постмодернизма, разработанное Ж. Деррида; сочетает в себе деструкцию и реконструкцию на основе выявления внутренней противоречивости текста, столкновения «остаточных смыслов» прошлого с современными смысловыми стереотипами, что, в свою очередь, порождает новые смысловые потоки, смысловую неисчерпаемость любого текста.

Демиург – в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Нусом (Умом).

Демократия – система политических институтов, направленная на отражение интересов всех социальных слоев общества.

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.

Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Джайнизм – одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. В центре джайнизма находится бытие человека, сущность которого двойственна: духовная (джива) и материальная (аджива), связанные кармой как тонкой материей. Пока эта связь сохраняется, душа странствует, постоянно перерождаясь. Человек может выйти из круга превращений путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. Тогда джива переходит в состояние блаженства – нирвану.

Дзэн-буддизм – направление японского буддизма. Японское слово «дзэн» – транскрибированное санскристское «дхьяна» – самоуглубление, медитация. Дзэн-буддизм признает реальность чувственного мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный. Только в медитации можно постичь свою изначальную природу, которая есть не что иное, как «сущность будди», достичь пробуждения («сатори») и только после этого можно постичь истинную природу вещей. Дзэн-буддизм не признает вселенского Будды. «Сущность будди» есть у каждого индивида, благодаря чему он является вместилищем неограниченных возможностей. Поэтому дзэн-буддизм подчеркивает важность активного отношения человека к миру; желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. (См. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора Кузнецова В.Г. М., 2004).

Диалектика – философское учение о всеобщих принципах и законах развития.

Диалектический материализм – философия и методология марксизма. Диалектический материализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи.

Дискурсивное – в традиционном философском понимании знание, опирающееся на основания и правила вывода; противоположно интуитивному.

Добро и зло – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей.

Догмат – тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу религиозной системы.

Долг – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

Достоинство – категория этики, выражающая абсолютную ценность человека как духовно-социального существа.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.

Дух – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала: 1) высшая способность человека, источник личностного самоопределения; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой причастно бытие человека.

Душа – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа.

Евразийство – социально-философское учение и общественно-политическое движение русской эмиграции, возникшее в начале 20-х годов XX века. Ее главные идеологии (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и другие) в полемике с западниками и славянофилами указывали на исключительность России, которая определяется полинародностью субъекта русской истории, единой судьбой и единым месторазвитием. Они видели в России особый евразийский тип цивилизации, подчеркивая влияние на ее историю и самосознание восточного, преимущественно тюркского элемента. Евразийцы большие надежды возлагали на укрепление союза России с азиатскими государствами. В настоящее время идеи евразийства переживают свой ренессанс.

Естественная религия – концепция религии, возникшая в эпоху Просвещения и основывающая на общих идеях, свойственным разным религиям. Эти идеи трактовались как врожденные, первичные, доказывающие разумный и естественный характер религии. К таким идеям отнесены следующие: бытие высшего существа; необходимость его почитания; добродетельность и благочестивость людей; возможность искупления грехов раскаянием; воздаяние на том свете за поступки, совершенные в земной жизни.

Естественное право – концепция, согласно которой существуют права, изначально соответствующие природа человека и потому незыблемые, не зависящие от социальных условий.

Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно.

Жэнь – гуманность, человеколюбие, взаимность как качества совершенной личности в конфуцианстве. Гуманность реализуется в соответствии с «золотым правилом морали».

Закон – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем.

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости.

Закон перехода количества в качество – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы.

Западничество – социально-философская концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.

Зло – понятие морального сознания и категория этики, выражающее нравственно негативное в поступках и мотивах людей. Зло противоположно благу и добру.

Золотое правило нравственности – «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это древнее правило, фигурировавшее под разными наименованиями – заповедь, предписание, принцип и другие. Название «золотое правило» употребляется с конца XVIII в.

Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет.

Знание – результат познания, зафиксированный в системе понятий.

Значение – функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету.

И – категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства, выражающая императив должного действия; одно из внутренних качеств «благородного мужа», «долга/справедливости», которым руководствуется «благородный муж»; противопоставляется утилитарной «пользе/выгоде», к которой стремится «ничтожный человек».

Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления ситуации и состояний; может использоваться для решения практических задач (например, деловая игра).

Идеал – образец, эталон, высшая цель стремления.

Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, отражение материального.

Идеи чистого разума – в философии И. Канта – предельные понятия, которые стимулируют развитие эмпирического познания, вносят в него единство.

Идеология – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории.

Идиографический и номотетический методы – способы исследования объекта, отличающиеся тем, что первый выявляет в нем индивидуальные характеристики, а второй – его включенность в закономерные связи и зависимости.

Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире.

Индивидуализм – приоритет интересов индивида над коллективными интересами.

Индивидуальность – совокупность качеств, присущих данному человеку и отличающих его от других.

Индукция – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям.

Интерпретация – аспект понимания, направленного на выяснение смыслового содержания текста.

Интуитивизм – методологический принцип внутреннего единства бытия и сознания, предполагающий переживание этого единства в качестве основания философского мышления.

Интуиция – непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования).

Иррационализм – философские концепции, противоположные рационализму; ограничивают возможности рационального познания в качестве основы миропонимания рассматривают волю, интуицию, бессознательное, любовь.

Иррациональный – недоступный пониманию разумом и потому невыразимый в логических понятиях и суждениях.

Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Исторический материализм – философия истории марксизма, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс).

Йога – индийская теория и практика созерцания, цель которых – через контроль над телом и сознанием достичь мистического слияния души человека с мировым сознанием (пуруши).

Карма (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости. Приобретя хорошую карму (ведя праведный образ жизни), человек может выйти из круга рождений и смертей (сансары).

Картезианство – философия сторонников и последователей Р. Декарта.

Картина мира – совокупность обобщенных знаний о мире.

Катарсис – термин античной философии, выражающий совершенствование духовного мира человека путем «очищения» его души от негативных мыслей, чувств, стремлений.

Категории – основные формы бытия и всеобщие понятия познания.

Католицизм – конфессия в христианской религии. Философия католицизма развивается неотомизмом.

Каузальность – причинность, закономерная связь причины и следствия.

Качество – система важнейших, необходимых свойств предметов.

Коллективное бессознательное – в учении К. Юнга наиболее древний слой психики человека, который в процессе эволюции человеческого сознания сформировался раньше, чем слой индивидуального бессознательного. Будучи по природе сверхличным, коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека (см. Архетип).

Количество – степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета.

Конвенционализм – направление в философии науки, согласно которому исходные принципы, аксиомы, определения являются результатами соглашения ученых, а не обобщением опыта.

Коран – главная священная книга мусульман.

Коррелятивный – имеющий соотносительный смысл: вещи, понятия имеют смысл, лишь соотносясь друг с другом.

Космогония – донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии.

Креативность – основная черта творческой личности или процесса: создание нового в различных сферах жизни.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культура – мир идеальных и материальных объектов, созданных людьми в процессе воспроизводства и обновления форм совместной жизнедеятельности.

Культурно-исторический тип – своеобразие духовных, социально-экономических и политических сторон жизни этноса, определяющее его место в истории; ведено Н.Я. Данилевским.

Кумулятивизм – методологическая установка, согласно которой рост научного знания осуществляется путем непрерывного добавления знаний к уже имеющемуся истинному знанию.

Ли – в классической китайской философии – категория: 1) структурное начало мироздания; 2) категория этики, обозначающая ритуал, церемонии, этикет, вежливость.

Либерализм – идеология, основу которой составляют идеи равенства, свободы, рациональности и частной собственности.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Логика – наука о законах и формах правильного мышления.

Логический позитивизм – одно из направлений аналитической философии XX века; основу программы логического позитивизма составляет принцип верификации, согласно которому значение предложения, термина определяется способом его опытной проверки.

Логос – в греческой культуре – слово, закон, рациональное постижение смысла явлений.

Любовь – эмоционально-положительное отношение, чувство к другому человеку, жизненным принципам, идеям, знаниям.

Магия – таинственная способность воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов» без допущения причинного ряда действий, например, с помощью заклинаний, молитв, талисманов. Элементы магии присущи обрядовой стороне всех религий.

Майя – в индийском мировоззрении: 1) имя Богини, воплощающей принцип обмана в мире; 2) искусство выдавать чудеса, или же сами эти чудеса; 3) иллюзорный характер мира.

Материализм – направление в философии, принимающее за основу мира объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.

Материя – категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.

Медитация – интенсивное, проникающее в суть предмета или идеи, размышление, которое достигается путем сосредоточенности на них и устранении всех внешних и внутренних факторов, способных рассеивать внимание.

Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, этноса.

Метафизика – раздел философии, осмысливающий сверхчувственные, недоступные опыту основы бытия.

Метафизический – относящийся к метафизике: надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом.

Методология – учение о путях и способах исследования реальности.

Механицизм – мировоззренческо-методологическая позиция, понимающая механическое движение в качестве единственного объективного основания всех форм бытия.

Мировая душа – всеоживляющая и творящая сила, связывающая мир во всеобщий организм.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире и отношении к нему человека: убеждения, идеалы, переживаемые субординации ценностей.

Мистерия – 1) тайный обряд посвящения узкого круга лиц в сакральное содержание религии, знания; 2) разновидность представления, связанная с торжественным оформлением обрядов, обычаев, в дальнейшем – инсценировка религиозных, мифологических сюжетов.

Мистика – учения, проповедующие таинственные, секретные знания, позволяющие добиваться необычных результатов.

Миф – 1) миросозерцание древнейших людей, в котором выражены их взгляды на природу, жизнь. Эти взгляды переживались как некая действительность, влияющая на мир человека; 2) то, что считается рационально необъяснимым и потому благоговейно принимаемым. Наделение такими характеристиками отдельных сфер социокультурной реальности, например, науки, техники, государств.

Модус – способ существования, вид и характер бытия, события.

Монизм – понятие, характеризующее мировоззрение, признающее основой мира некое единое начало (материя – в материализме, дух – в идеализме).

Монотеизм – учение о едином персонифицированном Боге.

Мораль – содержание сознания человека, определяемое представлениями о добре и зле.

Мышление – высшая ступень познания мира, способность человека выявлять свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Формами мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.

Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта.

Натурализм – направление в философии, отождествляющее закономерности социальных и природных процессов и распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания.

Натурфилософия – философское объяснение природы, обобщение знаний о ней с целью выявления всеобщих ее связей и закономерностей как единого целого.

Наука – развивающаяся система истинных знаний о существенных связях действительности; специализированная общественная деятельность, направленная на получение такого рода знания.

Науки о духе – науки о культуре, истории, в которых исследуются творения человеческого духа; гуманитарные науки.

Необходимость и случайность – категории диалектики: необходимость – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития объекта; случайность – то, что обусловлено внешними причинами и факторами существования и развития объекта.

Неоплатонизм – направление древнегреческой философии III–VI вв., возникшее в результате соединения платонизма с мистической традицией. Основная идея метафизики – возникновение Сущего из Единого как первопричины бытия.

Неопозитивизм – см. Логический позитивизм.

Неотомизм – влиятельное течение в философии католицизма, истоки которого содержатся в схоластически переработанном Ф. Аквинским учении Аристотеля.

Нигилизм – мировоззренческая и социально-философ-ская позиция отрицания ценностей культуры прошлого.

Нирвана – в буддизме – состояние просветления, блаженства, достигаемое благодаря отказу от земных стремлений.

Номинализм – гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего. Понятия – это лишь имена, которые человек дает предметам и явлениям действительности.

Ноосфера – высший этап развития биосферы, преобразованной человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором взаимосвязи и развития природы и общества.

Нормативная этика – часть этики, в которой обосновываются нравственные принципы, идеалы и нормы.

Ноумен – нечто мысленное, не относящееся к объективной действительности.

Нравственный закон – предписание делать добро и не делать зла. Согласно И. Канту, нравственный закон имеет безусловный, категорический характер.

Нус – дух, интеллект в философии Анаксагора; Бог, демиург у Аристотеля.

Общественные отношения – устойчивые, необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами.

Общество – система связей и отношений, возникающих из совместной жизни людей. Эти связи и отношения воспроизводятся и преобразуются их деятельностью.

Объект и субъект – объект – то, на что направлена деятельность субъекта-личности, социальных групп, общества в целом; субъективный – относящийся к субъекту, зависящий от него.

Объективный – относящийся к объекту, не зависящий от интересов, мнения субъекта.

Объективный мир – все, существующее независимо от сознания человека.

Объяснение – раскрытие сущности исследуемого объекта; установление причин, закономерностей происходящего.

«Оно» – согласно психоаналитической теории З. Фрейда, один из трех компонентов личности, наряду с «Я» и «сверх-Я». «Оно» является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе инстинкты и все наследуемое содержание психики; источник энергии для развития сознательной деятельности.

Онтология – учение о бытии, его структуре и закономерностях; один из важнейших разделов философии.

Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.

Отчуждение – понятие, описывающее процессы и ситуации, в которых человек становится чужд собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе.

Пантеизм – отождествление Бога с природой через ее обожествление.

Парадигма – модель, образец решения исследовательских задач; теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в данный исторический период.

Патристика – учение Отцов церкви (до VII в. н. э.), доказывающее совместимость христианского учения с греческой философией и обосновывающее все основные философско-теологические положения христианства.

Перипатетики (по-гречески означает «крытую галерею», служившую лекционным залом) – ученики и последователи Аристотеля.

Персонифицированный – наделенный свойствами личности.

Перцепция – восприятие как акт.

Плюрализм – в философии – точка зрения, согласно которой мир состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства.

Позитивизм – как направление в философии науки XIX–XX вв. основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками или же получено путем обобщения результатов этих наук. Традиционно философские знания и проблемы считаются ненаучными и практически бесполезными.

Политеизм – многобожие, почитание нескольких или множества богов; противоположность монотеизму.

Понимание – в герменевтике – обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе интерпретации. У М. Хайдеггера понимание – способ бытия человека в мире.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов.

Постиндустриальное общество – современный этап развития общества, основными признаками которого являются: расширение экономики услуг; центральная роль теоретического знания как источника нововведений; создание информационно-компьютерной техники.

Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию действительности.

Причинность – связь двух объектов, при которой один порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации.

Провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.

Пространство – совокупность отношений сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и величина.

Развитие – качественное, направленное изменение форм бытия; различают прогрессивную и регрессивную направленность развития.

Разум – ум; высшая познавательная способность человека, реализующаяся в познании универсальных связей явлений, в том числе мира ценностей, на основе формулировки основополагающих принципов, идей.

Рассудок – способность образования понятий, суждений и умозаключений, дающая материал для разумного осмысления.

Рационализм – философское учение, согласно которому разум является основой бытия (онтологический рационализм), познания (гносеологический рационализм), морали (этический рационализм).

Реализм – утверждение бытия действительности, лежащей вне сознания человека; в средневековой схоластике – учение о существовании общих понятий («универсалии») объективно, независимо от сознания человека.

Реальный – действительный, объективный, существующий не только в мысли; противоположность – воображаемое, ирреальное, идеальное.

Редукционизм – сведение сложного к более простому.

Реинкарнация – перевоплощение души.

Религия – мировоззрение, определяемое верой в существование Бога, божества.

Релятивизм – отрицание момента абсолютности в вещах, отношениях и знаниях. Этический релятивизм в своей крайней форме отрицает различие между добром и злом.

Рефлексия – обращение мышления на себя, условие самопознания.

Ригоризм – строгое, неуклонное, не признающее компромисса, проведение какого-либо принципа в действиях, мыслях; например, этический ригоризм И. Канта.

Риторика – ораторское искусство.

Сакральное – священное, святое, заветное; особо ценные идеалы, которым поклоняются. Сакральное противоположно мирскому, обычному, профанному.

Самосознание – в психологии – переживание человеком единства и специфичности своего «Я»; в философии – дух, идея, осознающие самих себя.

«Сверх-Я» – в психоанализе З. Фрейда – высшая инстанция в структуре личности, выполняющая роль внутреннего цензора, совести; продукт влияний других людей, источник моральных и религиозных чувств.

Свобода – способность человека создавать возможности для самоопределения на основе выбора своих действий и поступков в рамках правил «игры», заданных природными и социальными закономерностями.

Секуляризация – освобождение от религиозного влияния на жизнь общества, личности.

Семиотика – учение о знаках и знаковых формулах.

Сенсуализм – философское направление, которое в качестве основы познания и критерия истины рассматривает чувства, ощущения.

Символ – знак, образ, имеющий особый смысл, несущий какую-либо идею.

Синергетика – теория самоорганизации, наука о закономерностях перехода открытых неравновесных систем к упорядоченным формам организации.

Система – единство разнообразия, в котором его элементы занимают определенные места и выполняют определенные функции.

Смысл – содержание предложения, текста.

Соборность – понятие русской религиозной философии; впервые в философию введено одним из основателей славянофильства А.С. Хомяковым. Соборность – органическое сочетание индивидуального и коллективного на основе принятых людьми высших ценностей, сохраняющее индивидуальные черты каждого члена коллектива. Соборность является одной из характеристик православного символа веры.

Совесть – осознание и переживание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.

Сознание – категория, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний.

Славянофильство – направление русской общественной мысли XIX в., в котором обосновывалась самобытность развития России в силу ее национально-исторических особенностей.

Солипсизм – воззрение, согласно которому существует только субъективное «Я» и содержание его сознания.

Стоицизм – влиятельное направление философии эллинистическо-римского периода, согласно которому все в мире совершается разумно и в нем правит судьба, подчинение которой является главной добродетелью человека. Знание – средство к добродетельному поведению, а философия – это упражнение в добродетели; стоический – мужественно, стойко переносящий жизненные испытания.

Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.

Структурализм – направление и метод в современной философии, согласно которому отношения и связи объекта определяют его развитие; структура первичнее истории, ибо ее элементы инвариантны при некоторых преобразованиях и задают совокупность правил возможных преобразований объекта.

Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.

Сущность – внутреннее содержание предмета, определяющее единство всех его свойств и отношений.

Схоластика (лат. scholastica – ученый, школьный) – религиозно-философское учение западноевропейского Средневековья, сторонники которого видели путь постижения христианских истин путем логики, рациональных размышлений.

Талмуд – собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма.

Танатология – учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках.

Теизм – вера в единого, существующего вне и над миром, Бога как творца, хранителя и властителя мира.

Телеология – учение о целесообразности; осмысление процессов, событий с точки зрения их направленности к конечной цели.

Теогония – древние мифы о происхождении богов.

Теодицея – «богооправдание» (греч.) – религиозно-философские доктрины, стремящиеся согласовать идею всеблагого и всемогущего Бога с наличием зла и несправедливости в мире.

Теология – учение о Боге, богословие.

Теократия – форма государственного управления, при которой власть принадлежит духовенству, церкви.

Теория – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии и характеризующаяся логической стройностью, непротиворечивостью и доказательностью.

Технократия – господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в человеческой жизни, в решении социальных, экологических и других проблем.

Томизм – философия Фомы Аквинского и его последователей.

Тотальность – целостность, всеобъемлемость.

Трансцендентальное – в философии И. Канта – то, что делает возможным опытное познание; предпосылки возможного опыта.

Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, за пределы человеческого сознания.

Умозаключение – связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Универсалии – общие понятия, идеи в средневековой схоластике.

Упанишады – памятник древнеиндийской литературы, содержащий религиозно-философские тексты. Упанишады оказали исключительно важное воздействие на развитие индийской мысли и явились источником многих религиозно-философских направлений.

Утилитаризм – этическое направление, согласно которому целью человеческих поступков является извлечение пользы, материальной выгоды.

Утопия (греч. – «место, которого нет») – изображение идеального состояния общества, неосуществимого на практике.

Фанатизм – страстная и слепая приверженность делу, идее, мировоззрению.

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, рока.

Феномен – явление, данное в опыте чувственного познания (в отличие от ноумена, постигаемого разумом).

Фидеизм – утверждение о превосходстве веры над разумом на основе простого доверия к истинам откровения.

Физикализм – философский взгляд, для которого все то, что не может быть понято при помощи методов и понятий физики, является лишенным научного смысла; научный идеал в неопозитивизме.

Философия – форма мировоззрения; система знаний о мире и месте в нем человека.

Философская антропология – философское направление, исследующее человека как открытого, принципиально незавершенного существа; бытие человека исследуется в единстве всех его аспектов – природного, социального, духовного.

Фрейдизм – общее название школ и направлений, которое применяет учение З. Фрейда для объяснения социально-культурных явлений.

Футурология – совокупность представлений о будущем человечества.

Хилиазм – вера в тысячелетнее царство Христа на Земле перед концом мира.

Холизм – учение о единстве мира как высшей и всеохватывающей целостности, включающей психическую, биологическую и физическую действительность; все эти области рассматриваются как упрощения и обособления всеохватывающей целостности.

Целесообразность – целевая определенность, целенаправленность, когда цель является конечной причиной чего-либо.

Ценность – то, что осознано людьми как необходимое для их жизни, к чему следует стремиться и что требует уважения, почитания.

Целостность – завершенность, собственная закономерность чего-либо.

Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) ступень общественного развития, следующая за варварством; 3) замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

Честь – понятие морального сознания и категория этики: внутреннее нравственное достоинство человека как личности, как носителя нравственных установок социальной общности, группы, к которой принадлежит человек.

Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Включает ощущение, восприятие, представление.

Эвдемонизм – этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как цель жизненных стремлений.

Эволюция – постепенное изменение природы, общества, духа; противопоставляется скачкообразному типу изменений.

Эвристика – искусство создания нового; руководство по нахождению нового.

Эвтаназия – облегчение или ускорение смерти умирающему с целью избавления его от мук.

Эгоизм – себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», предпочтением своих интересов интересам других людей.

Эзотерический (греч. – направленный внутрь) – тайный, скрытый, предназначенный и понятный исключительно для избранных; противоположность экзотерическому.

Экзистенциализм (лат. existentia существование) – одно из направлений философии XX века, рассматривающее человека как конечное существо, «заброшенное в мир» и посто-янно находящееся в проблемных ситуациях, формирующееся в актах свободного выбора действий в таких ситуациях и тем самым обретающее подлинное существование.

Эклектика – соединение разнородных, часто противоположных подходов, взглядов в каком-либо учении, рассуждении; в искусстве – механическое соединение разнородных стилей.

Эманация – по учению неоплатоников мир есть истечение из божества, которое при этом остается неизменным.

Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания.

Эпикуреизм – этическая теория, основателем которой является древнегреческий философ Эпикур. Стремление к состоянию блаженства, спокойствия духа благодаря удовлетворению разумных желаний: нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо.

Эпистемология – учение, исследующее природу, предпосылки, условия, возможности и границы человеческого познания.

Эрос – древнегреческое понятие, обозначающее особый род любви. У Платона – побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и устремленность к созерцанию идей истинно Сущего, Добра и Красоты. Эрос соединяет в себе идеальную природу с чувственной, добро со злом, мудрость с невежеством. Эротическая любовь трактуется как влечение несовершенного к совершенному, чтобы восполнить собственную неполноту.

Эстетика – философская наука о чувственно выразительных формах в явлениях природы и в жизни человека. Исходные понятия – прекрасное и безобразное.

Этика – философская наука, изучающая мораль.

«Я» – 1) в психологии – осознание личностью самой себя, тождественность с собой в течение жизни; 2) один из компонентов структуры личности в учении З. Фрейда: сознательная часть психики; посредник между «Оно» и внешним миром, который руководствуется принципом реальности; 3) в философии – духовное субстанциональное начало, отличное от эмпирического сознания.

Явление и сущность – под явлением понимаются внеш-ние, непосредственно воспринимаемые и изменчивые характеристики объекта; под сущностью – единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта. Познание движется от явления к сущности.

Язык – система знаков, имеющих значения. Язык выполняет функции: информативную, коммуникативную, аккумулятивную.

ЛОГИКА