logo search
disk / Философия,логика гуманитас

II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития

Все в мире находится в движении. Движение – это изменение вообще. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменений, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и со-циальной эволюции. Изменения могут быть количественные и качественные. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные всегда связаны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие свойствами, резко отличающимися от свойств прежнего предмета. Последовательность необратимых качественных изменений называется развитием. Развитие может идти с повышением уровня организации объектов, и тогда оно называется прогрессивным развитием или просто прогрессом. Качественные изменения, приводящие к понижению уровня организации, называются регрессом.

Помимо возникновения нового качества развитие характеризуется необратимостью – целым рядом таких преобразований, которые делают невозможным возврат к исходному состоянию. Противоположное этому понятие обратимости связано с круговоротами и функционированием, представляющим собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям. Развитие также характеризуется направленностью.

Таким образом, основные признаки развития – качественный характер изменений, их необратимость и направленность. Ни один из этих признаков по отдельности не достаточен для определения развития. Эти признаки необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменений от хаотических изменений, механических движений, круговоротов, функционирования.

Развитие может быть однолинейным и многолинейным, прямолинейным и зигзагообразным, восходящим и попятным, общим и локальным, ускоренным и замедленным и так далее. Все эти типы, виды и формы могут переплетаться друг с другом в конкретных ситуациях. Главными линиями, или направлениями, развития являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития. Если же оно в том или ином отношении уступает прежнему, то налицо регрессивная тенденция развития. Для определения типа направленности необходимы критерии.

Для неорганической природы достаточным критерием прогресса (или восходящей линии развития) можно считать степень усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение возможностей взаимодействия.

По отношению к системам органической природы приходится обращаться к более сложному критерию прогресса. Его отдельными моментами являются следующие: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого и оптимальная связь этих параметров; увеличение конкурентоспособности; степень эффективности и работоспособности структур и функций живых организмов; степень экономичности всех форм организации живого; увеличение автономизации, или относительной независимости от среды. Эти критерии с разных сторон характеризуют совершенство всего живого и только взятые в комплексе они могут дать правильное представление о степени организации живых систем.

В отношении общества также применяется комплексный критерий прогресса. Фактически каждая его подсистема – духовная жизнь, экономика, социальная и политико-право-вая сферы – требуют своего специфического критерия, и только в совокупности они способны охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами. Социальный прогресс связан с развитием личности и гармонизации интересов общества и интересов индивида. Подлинный гуманизм исходит из общественного человека и человеческого общества. Не может быть прогрессивной система, подавляющая личность, не позволяющая раскрыться ее духовным способностям. Лаконично это выразил поэт: «Все прогрессы – реакционны, если рушится человек». Гармоничное развитие индивидов, их способностей, духовного мира ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Основными критериями общественного прогресса являются: уровень развития нравственности, культуры, образования, степень свободы человека, уровень демократизации общественной жизни, степень развития производительных сил, темпы роста производства, производительности труда, уровень благосостояния людей. Прогресс применительно к обществу – это такое повышение степени его системной организации, которое позволяет всем сферам общественной жизни развиваться более высокими темпами и в полной мере способствует развитию человека.

Важным является поиск универсального критерия общественного развития. В наиболее общем виде критерием прогресса является развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. В реальной действительности в качестве критерия в разные исторические эпохи и в разных системах назывались: развитие научного знания, движение к состоянию свободы, уровень развития производительных сил, способ производства материальных благ. В русской философии проблема прогресса увязывалась с духовностью, с религией и моралью. Показательно, что в наше время все больше ученых склоняются к мысли о том, что основным критерием общественного прогресса является состояние духовности, нравственности.

Прогресс всегда относителен. Для определения того, подчинены ли изменения прогрессу, нужна система отчета, относительно которой рассматривается ряд изменений. В результате одно и то же явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным: прогрессивным в одном отношении, регрессивным – в другом. Прогресс неразрывно связан с регрессом. Восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую ветвь. В материальном мире нет ничего вечного. Кроме того, общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.