logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

§ 6. Философия в арабских странах

В начале VII в. в Аравии в связи с глубоким пере­воротом в общественной жизни, связанным с разложе­нием первобытнообщинного строя и развитием фео­дальных отношений, возникает новая религия — ислам. Под знаменем ислама были объединены разрозненные арабские племена в единое государство феодального типа. В результате арабских завоеваний образовалось огромное многонациональное теократическое государст­во (халифат), в котором арабы занимали привилегиро­ванное положение и ислам был господствующей госу­дарственной религией.

В этот период на основе усвоения древнегреческой философии и философской мысли на Востоке возникает и достигает высокого уровня развития арабоязычная философия (Арабская, или мусульманская, философия — понятие условное. Создателями средневековой арабской культуры, образовавшейся после арабских завоеваний, наряду с арабами были персы, копты, евреи, турки, таджики, узбеки, азербайджанцы — все народы, входившие в состав арабского халифата. Поэтому средневековую философию восточных народов принято называть арабоязычной). В X—XIII вв. она была представлена сле­дующими течениями: 1) восточным перипатетизмом (аристотелизмом); 2) учением «Братьев чистоты»; 3) су­физмом; 4) философией мусульманской ортодоксии.

Во второй половине X в. в Басре возникло тайное религиозно-философское общество «Братьев чистоты». Членами общества был написан 51 трактат — своеобраз­ная энциклопедия современных им научных и философ­ских знаний. Учение «Братьев чистоты» носило синкре­тический характер. В логике и физике они опирались на Аристотеля, в медицине и психологии — на Галена, в общих философских вопросах они придерживались неоплатонизма и неопифагореизма. Человеческое позна­ние, по учению «Братьев чистоты», осуществляется тре­мя способами: при помощи органов чувств, разума и интуиции. «Братья чистоты» были сторонниками объ­единения всех религий и философских учений. Основой для такого объединения они считали научные и фило­софские знания, которые избавят религию от заблуж­дений. Для достижения совершенства, утверждали они, необходимо соединить греческую философию и мусуль­манский шариат (свод религиозных, бытовых и граж­данских законов, основанных на Коране).

Значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (IX—XI вв.). Первым арабским философом, проложившим путь к аристотелизму, был Аль-Кинди (800—879). В своих философских произведениях Аль-Кинди касался логи­ческих и гносеологических проблем, которые он разра­батывал, комментируя произведения Аристотеля. Аль-Кинди говорит о причинной обусловленности явлений природы и общества, об их закономерном характере. Бога он признает лишь «отдаленной причиной» всех яв­лений. Считая, что «тело мира» конечно и сотворено богом, Аль-Кинди пытается доказать это логическими рассуждениями. Большое значение имела предложенная Аль-Кинди схема трех ступеней познания. Первая сту­пень познания — логика и математика — ведет через вторую ступень — естественные науки к третьей ступе­ни— метафизическим проблемам. Аль-Кинди скептиче­ски относился к Корану и некоторым религиозным дог­мам. В глазах мусульманских ортодоксов он был ере­тиком, книги которого подлежали уничтожению.

Выдающимися представителями восточного аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни и Ибн-Сина (Об их философских взглядах см. в § 7.)

Реакцией против материализма и рационализма бы­ли суфизм и ортодоксальная религиозно-мистическая философия. Суфизм — учение, родственное неоплатониз­му. Он отрицал истинность и чувственного, и рацио­нального познания и проповедовал аскетизм, отречение от всего земного. Истинное знание, по учению суфиев, достигается лишь путем божественного озарения, кото­рое происходит при слиянии души человека с богом. Существовал суфизм ортодоксальный и еретический. Нередко под внешней религиозно-мистической оболочкой суфизма восточные мыслители выражали гумани­стические, а иногда даже антирелигиозные идеи.

Своеобразной попыткой подкрепить догматы религии рационалистическими доводами была система Аль-Ашари, которая постепенно завоевала признание мусуль­манских теологов и с XIII в. стала общепризнанной философией исламской ортодоксии. Согласно учению Ашари, материальный мир состоит из непротяженных ато­мов, отделенных друг от друга пустотой. Пространство, время и движение тоже имеют атомистическую струк­туру. Время состоит из отдельных моментов (атомов времени), между которыми нет никакой связи: после­дующий момент не обусловливается предыдущим. По учению Ашари, бог — единственная причина всего су­ществующего и всего происходящего в мире. Ашари и его последователи отрицали вечность мира и его закономерностей, утверждая, что божья воля не только соз­дала мир, но и непрерывно воздействует на все явле­ния. Нет постоянных свойств вещей, они все вновь соз­даются богом; бог дает субстанции положительные и отрицательные акциденции (жизнь и смерть, движение и покой).

Против перипатетизма во второй половине XI в. вы­ступил Аль-Газали (1059—1111) с сочинением «Опро­вержение философов». В основном его критика направ­лена против Аль-Фараби и Ибн-Сины. Он ополчается против учения о вечности мира и его закономерности, против отрицания индивидуального бессмертия. Соглас­но Газали, мир сотворен богом из ничего, божественное провидение постоянно вмешивается в ход вещей. По­добно Ашари Газали отрицает причинность в природе, заявляя, что то, что мы называем причинной связью, есть привычная последовательность событий во времени. С середины XII в., когда религиозная реакция на­чала особенно свирепствовать, научно-философская жизнь затухает на востоке арабского мира.