logo search
disk / Философия,логика гуманитас

Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия

Одним из фундаментальных принципов современного научного взгляда на мир является утверждение о неразрывности реальности и ее изменения. Сегодня невозможно рассматривать какую-либо форму бытия, отвлекаясь от ее изменения. Быть – это значит изменяться. Именно благодаря изменению можно говорить о существовании тех или иных объектов. При этом всякое изменение обнаруживает себя через взаимодействие. Изменяться – это значит действовать на что-либо иное и испытывать воздействие от него. Поэтому в мировоззренческом смысле движение – это любое изменение, изменение вообще.

Мысль об универсальности движения возникла еще во времена становления философии. Аристотель отмечал, что незнание движения закрывает дорогу к познанию природы. Однако, человечество долго пребывало в неведении относительно природы движения, рассматривая его исключительно как механическое перемещение в пространстве. В материалистической философии французского Просвещения движение (при механической его трактовке в целом) было осмыслено как способ существования, его атрибут, то есть неотъемлемое свойство. И лишь к середине XIX века становится ясным, что любое изменение в мире, начиная от простого перемещения объекта в пространстве до процессов физических, химических, биологических и социальных, есть движение.

В современной науке и материалистической философии в качестве основных выделяют следующие свойства движения.

Во-первых, движение неотделимо от своего носителя. Нет «чистого» движения, как и нет наличного бытия вне движения. Проблема «аннигиляции материи», возникшая на рубеже XIX–XX вв. в ходе развития физики, не имеет под собой достаточных оснований, так как масса тела (которая и аннигилирует) как исходная характеристика физической реальности в классической физике не есть материя. Масса выступает как мера обеспечения устойчивости, мера сохранения состояния покоя и движения, то есть как характеристика одного из состояний бытия макромира. Философское же понятие «материя» является субстанциональной характеристикой бытия.

Во-вторых, важнейшим свойством движения является его абсолютный характер. Это означает, что бытие не может быть реальностью без движения, движение есть способ его существования. Абсолютная природа движения проявляется только через его конкретные формы бытия в мире. Это может быть превращение друг в друга элементарных частиц; взаимодействие и превращение атомов и молекул в процессе ядерной или химической реакции; изменение электромагнитного поля; состояние обмена веществ в живых организмах; рождение, развитие и гибель биологических особей; возникновение и исчезновение биологических видов; то или иное преобразование в обществе.

В-третьих, движение противоречиво. Любое изменение предполагает свое состояние покоя. Но в этом единстве изменение абсолютно, а покой относителен. Это не означает, что движение возможно без покоя. Оно свидетельствует, что изменение приводит к новым состояниям, а покой констатирует сохранность, пребывание этих состояний. Противоречивый характер движения проявляется также в единстве прерывности и непрерывности, эволюции и революции, качества и количества.

Начиная с античных времен, важнейшими характеристиками бытия выступают пространство и время. Уже Аристотель рассматривал время как меру движения, а пространство как его границу. Однако, несмотря на свою кажущуюся очевидность, пространство и время являются не только важнейшими, но и весьма трудными для понимания характеристиками бытия.

Исторически сложились два подхода в толковании природы пространства и времени: субстанциональный и реляционный. Истоки первого уходят в философию Демокрита, который рассматривал пространство и время как самостоятельные сущности. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, а время к «чистой» длительности. В них рождается все многообразие мира, создаваемое комбинацией движущихся атомов. С точки зрения античного мыслителя пространство и время – объективны, абсолютны, неизменны.

Эти идеи получают свое логическое завершение в Новое время у автора классической механики Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, вакуум, которое непрерывно по своей природе и есть «чистая» протяженность; а время – «чистая» длительность, протекающее всегда и везде одинаково. Пространство и время составляют абсолютную систему отсчета, в которой определенным образом распределены материальные образования, движение которых может осуществляться благодаря внешнему, привнесенному действию. Субстанциональная концепция пространства и времени приобрела в науке и философии XVII–XVIII вв. доминирующее значение. Идея абсолютного пространства и времени хорошо вписывалась в обыденное понимание вещей и событий и подтверждалась состоянием естествознания того времени.

Истоки второго подхода начинаются в философии Аристотеля и находят свое продолжение в философии Г. Лейбница, который выразил сомнения относительно концепции Ньютона, обосновав атрибутивность пространства и времени. Последнее стало предпосылкой формирования реляционной концепции, суть которой заключается в том, что пространство и время мыслятся не как отдельные от бытия сущности, а как формы проявления этого бытия, его атрибуты.

Субстанциональная и реляционная концепции не связаны однозначно с идеалистическим или материалистическим толкованием мира. Обе развивались как на той, так и на другой основе. Так, диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в контексте реляционного подхода. Согласно этой концепции пространство и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Они не самостоятельные сущности, а универсальные структуры отношений вещей и процессов. Пространство есть атрибут бытия, характеризующий порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время – атрибут бытия, характеризующий взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Реляционная концепция пространства и времени получила математическое обоснование в теории относительности А. Эйнштейна, где пространство и время рассматриваются не только в неразрывной связи между собой (не пространство и время, а пространство-время – атрибут бытия), но и в соотношении с системой материальных образований. Эта идея зрела в математике давно. Так, Н.И. Лобачевский на основании построения непротиворечивой неевклидовой геометрии пришел к важному не только для геометрии, но и для философии выводу о том, что свойства пространства не являются постоянными, а изменяются в зависимости от реального бытия в мире.

Согласно Эйнштейну, материальная система сама формирует свои пространственно-временные отношения. В соответствии со специальной теорией относительности пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения.

В общей же теории относительности выявлены новые моменты зависимости пространственно-временных отношений от материальных процессов, а именно – от гравитационных сил. Если бы не было масс, не было бы гравитации, а если бы не было гравитации, не было бы пространства-времени. Поскольку бытие мира находится в непрестанном движении, то пространство и время конкретного вида бытия меняют свои свойства в зависимости от этого движения. При этом каждый уровень организации бытия (мегамир, макромир, микромир) имеет особенности пространственно-временных связей.

Располагают своей спецификой социальное пространство и социальное время как общества, так и человека. Если живые организмы имеют свои «биологические часы», выражаемые во временном ритме функционирования их подсистем, то социальное время, как и социальное пространство, является продуктом жизнедеятельности людей. Это уже иная характеристика по сравнению с физическим или биологическим временем. Время здесь как бы ускоряет свой бег по мере интенсификации основных сфер развития общества. Наряду с социальным временем существует и психологическое время, связанное с человеком, его субъективными переживаниями, когда он, например, опаздывает или ожидает.

Таким образом, проблема относительности пространства и времени, их связь с той или иной формой бытия перешагнула границы теоретической физики и становится актуальной во всех областях познания мира, его бытия.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Какие подходы к осмыслению проблемы бытия реализованы в древнегреческой философии?

  2. В чем суть трактовки бытия в средневековой философии?

  3. Какие изменения в трактовке бытия произошли в Новое время?

  4. В чем смысл понятия бытия в русской религиозной философии?

  5. Что такое субстанция? Раскройте связь понятий «бытие», «субстанция», «материя».

  6. Можно ли считать понятия «физическое» и «материальное» равнозначными?

  7. Дайте сравнительную характеристику бытия человека и бытия природы.

  8. В чем смысл движения как атрибута бытия?

  9. Какие основные подходы к осмыслению природы пространства и времени существуют в истории философии? Объясните их смысл.

  10. В чем суть диалектико-материа-листической концепции пространства и времени?

  11. Можно ли в настоящее время сделать вывод об истинности реляционной концепции пространства и времени и ложности субстанциональной? Дайте объяснение Вашему ответу.

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Кто впервые ввел термин «бытие»:

а) Парменид;

б) Демокрит;

в) Аристотель;

г) Платон.

2. Субъективная трактовка бытия имеет истоки в философии:

а) софистов;

б) Демокрита;

в) Аристотеля;

г) Платона.

3. Трактовка бытия стала «субъективной» в Новое время, начиная:

а) с Ф. Бэкона;

б) с Р. Декарта;

в) с Г. Лейбница;

г) с И. Канта.

4. Понятие субстанция означает:

а) способ существования;

б) быть в наличии;

в) самодостаточное основание существования;

г) независимое существование.

5. Бытие в истории философии с точки зрения его субстанциональности трактовалось в качестве:

а) материального или идеального;

б) объективного или субъективного;

в) изменчивого или неизменного;

г) непрерывного или дискретного.

6. Согласно марксистской философии субстанциональной основой существования мира является:

а) физическая реальность;

б) материя;

в) вещество;

г) человек.

7. Согласно диалектико-материалисти-ческой философии материя есть:

а) объективная реальность;

б) физическая реальность;

в) тела, находящиеся в движении;

г) все то, что существует.

8. Движение есть:

а) пространственное перемещение;

б) любое изменение;

в) взаимодействие;

г) способ существования бытия.

9. Диалектико-материалистическая кон-цепция пространства и времени была сформулирована в контексте:

а) субстанционального подхода;

б) реляционного подхода;

в) классической физики;

г) объективистской концепции.

10. Пространство и время относительны, то есть:

а) пространство и время имеют разные параметры;

б) пространство и время зависят от материальных процессов;

в) пространство и время находятся в отношении взаимозависимости;

г) пространство и время имеют место лишь относительно объективной реальности.