§ 4. Предмет философского исследования
Определение предмета и объекта исследования любой научной дисциплины является важнейшей ее характеристикой. По-видимому, даже яростные противники того, что философия является научной дисциплиной, согласятся с положением о том, что философия производит знание, и для нее характерно скорее познавательное, чем практически-деятельное отношение к миру.
Прежде чем приступить к описанию предмета и объекта философии, давайте обозначим содержание понятий «объект» и «предмет». Самое короткое определение объекта звучит следующим образом: «Объект - это то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта».
О предмете познания в философском словаре можно прочитать: «Предмет познания - вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые в данных исторических условиях подлежат познанию. Предмет познания не тождественен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый есть фрагмент мира для нас. Один и тот же объект может быть предметом познания различных дисциплин: например, человек изучается социологией, биологией, медициной, биохимией и т. д.»
В общем-то, объектом любой дисциплины может быть весь мир, но под определенным углом зрения. Так медицина может изучать не только человека, но и даже периоды солнечной активности. Только солнечная активность интересует медицину с точки зрения влияния ее на человеческое здоровье.
Итак, что же является предметом философии? Если мы внимательно посмотрим на те вопросы, которые исследует философия, то становится ясно, что они относятся к области отношений человека и мира. Внимание может быть акцентировано на ценностном, или на познавательном отношении человека к миру, но всегда мы имеем отношение Человек-Мир. Это отношение и является предметом философского исследования. В разных философских системах этот предмет может быть представлен различными понятиями и категориями: субъект - объект, бытие - сознание, мышление - бытие, «Я» - «не-Я» и т.д. В иных философских системах этот предмет исследования может быть не выражен явно, но, тем не менее, он всегда присутствует.
Объект философии - знание. Философия напрямую, то есть эмпирически, не изучает ни мир, ни человека. П. Неторп в связи с этим писал: «Это для астронома звезды на небе. Для философа - звезды в книгах по астрономии». Философия исследует человеческие знания с точки зрения отношения человека к миру. Широта охвата философским исследованием знаний как своего объекта зависит от того или иного представления о философии, от философского самоопределения. Если философ считает, что философия есть наука, то, естественно, объектом его познания является, прежде всего, научное знание и научное мышление (мышление как способ получения знаний). Если философ полагает, что философия есть мировоззрение, то объектом его исследования может быть и обыденное познание, и искусство, и т. д., вплоть до культуры в целом. Исходя из третьего подхода в самоопределении философии, объектом исследования может стать индивидуальный человек как «микрокосмос», точнее, целостная универсальность человеческого переживания.
Исходя из такого понимания объекта философии, правы те, кто утверждает, что философия есть саморефлексия: рефлексия науки над наукой, рефлексия сознания над сознанием, рефлексия мышления над мышлением, рефлексия культуры над культурой, рефлексия человека над человеком. Неслучайно, одним из символов философии был медведь, сосущий собственную лапу с девизом «Сам собой питаюсь».
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература