Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
Западную философию Нового времени XVII – XVIII веков по праву называют классической. Это связано, прежде всего, с тем, что философы, творившие в эту эпоху, в работе над своими теоретическими построениями стремились сделать их безупречно четкими, логически строго выверенными, непротиворечивыми, ясно аргументированными, приближенными к строго научным обоснованиям естествознания. Отмеченное стало образцом для философов последующих веков. Даже сегодня, в начале нового тысячелетия, когда философия в постановке своих проблем и выборе методов теоретических доказательств во многом отличается от философии Нового времени, молодые мыслители, только еще делающие первые шаги в постижении и разработке собственных философских теорий, обязательно учатся у философов данного периода «искусству философской рефлексии».
Данное время, конечно же, неразрывно связано еще и с тем, что на философию периода Нового времени значительное влияние оказало развитие экспериментального естествознания, опирающегося на строгие математические обоснования. Для многих философов этого периода было заманчивым и характерным стремление придать своим оригинальным философским учениям уже не просто строгую системность, но именно аналогичную математически выверенным сложным научным теориям стройность и совершенство.
Развитие философии в XVIIIв. и в первой половинеXIXв. шло по пути дальнейшей разработки именно данного аспекта в построении философских доктрин и мы, в результате, до сих пор можем удивляться и восторгаться грандиозными философскими учениями немецкой философии, разрабатываемыми именно в данном ключе.
Особо значимыми для развития философской мысли Нового времени были идеи гениальных ученых И. Ньютона (1643-1727) и Г. Галилея (1564-1642).
Галилео Галилей выступил с резкой критикой устаревших аристотелевско-птолемеевских научных представлений. Его выдающиеся труды: «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки», «О механике», «Звездный вестник», «Диалог о двух важнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Галилео Галилей настаивал на том, что в науке, в опытном естествознании не должна присутствовать слепая вера авторитетам. Научные выводы должны опираться прежде всего на наблюдения, эксперименты, строгие индуктивные доказательства. Он заложил основы для новой астрономии и астрофизики, способствовал разработке научной механики.
Исаак Ньютон исследовал многие разделы естествознания. Разработка механики как системы, интегральное и дифференциальное исчисления, закон всемирного тяготения – наиболее важные привнесения этого мыслителя в развитие науки. Они были естественнонаучными «началами натуральной философии».
В XVIIвеке общественное развитие стран Запада происходило в условиях борьбы прогрессивных сил за преодоление остатков феодального типа хозяйствования и утверждение капиталистических отношений, «буржуазного типа ментальности» во всех сферах жизнедеятельности социума. Старый тип мышления и новый столкнулись на всем пространстве цивилизованного мира. В этих условия перед философией встала колоссальная задача найти новые пути для развития интеллектуальной культуры человечества.
Философия должна была преодолеть противоречия в фундаментальных основаниях мировоззрения и, как следствие этого, - общественного сознания данной эпохи. Почему возникли эти противоречия? Потому, что в западном мире со времен средневековья доминировала религиозная форма мировоззрения, основанная на догматике христианства. Мир, с точки зрения этих воззрений, сотворен Богом известным и описанным в библии способом, основные события будущей истории человечества известны. Существуют сознательные силы добра и зла, которые влияют на человека и борются за его душу. Такие идеи совершенно не приемлемы с точки зрения другого мировоззрения, которое начало в Западной Европе формироваться под влиянием успехов развития опытного естествознания. Постепенно утверждалась и даже стала доминировать среди прогрессивных, образованных социальных общностей новая точка зрения - мировоззрение, мировидение обязательно должны опираться на научные идеи, теории. Они должны являться ведущими для формирования мировоззренческих представлений.
Для науки нет раз и навсегда установленных по желанию кого-либо догм. Научное знание должно быть строго обосновано и верифицируемо, то есть проверено опытным путем. Для науки истина (ее критерии, сущность, обоснование) имеет фундаментальное значение, но научная истина не есть истина религиозная. Нередко научные знания и знания догматических религий противоположны, непримиримы. Наука апеллирует к разуму, а религия - к вере. Истина в религии, в частности в христианстве, связана с Божественным Откровением. Она уже дана человечеству Божеством. Бог указывает человечеству либо сам, либо через своих пророков и святых, что является истинным. В науке истину ищет ученый, исследователь. Она изначально, перед исследованием объекта может быть совершенно не определена. Исследователь, приступая к работе по разрешению какой-либо научной проблемы, может совсем не иметь представления: что он в итоге получит? Могут быть какие-то гипотезы, а могут и не быть.
Философия Нового времени дала миру целую плеяду выдающихся мыслителей. Среди них особо выделяются Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Томас Гоббс (1588-1679), Блез Паскаль (1623-1662), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), Джон Локк (1632-1704).
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература