logo search
PhilLecR

1) Общая характеристика творчества и основные

произведения Гегеля.

а) Историческая справка: Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) - профессор Гейдель-бергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

б) Основные идеи: Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

к важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права».

2) Отождествление Гегелем бытия и мышления.

а) Определение: Абсолютная идея - высшая субстанция и ее отчуждение в виде окружающего мира и человека.

б) Онтологический аспект: Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление, бытия и мышления.

В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

- Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить: Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Nb: Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного,

отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы;

человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение -окружающий мир и человек -мышление и деятельность человека -реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека -возвращение Абсолютного духа к самому себе. в) Само отчуждение включает в себя:

Nb: Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

3) Диалектика - основополагающее философское открытие Гегеля.

а) Определение: Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира,

б) Смысл диалектики в том, что:

и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

в) Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

Nb:В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис -»»небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез -«становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.

- По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

4) Философия природы, философия духа и философия

истории Гегеля.

В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы; философию духа; философию истории; а значит, и их сущность.

а) Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи).

б) Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух; объективный дух; абсолютный дух.

Искусство непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

в) Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: - философию природы; антропологию; психологию;

логику;

г) История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую.

5) Социально-политические взгляды.

- двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

- «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению;

- регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.