logo
PhilLecR

Раздел II

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ЛЕКЦИЯ 6

Краткий обзор представителей философских

учений

План:

1) Вклад мыслителей человечества в историю мировой философии.

2) Портреты выдающихся философов человечества.

Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю

п/п

Мыслители

Дата жизни

Вклад в формирование мировой философии

1.

2.

3.

4.

5.

Фалес (Thales)

Анаксимандер

(Anaximander)

Анаксимен (Anaximenes)

Гераклит (Heraclitus)

Парменид

(Parmenides)

Около 630-560 гг. до н.э.

Около 610-546 гг. до н.э.

585-525 гг. до н.э.

Около 500-х гг. до н.э.

V век до н.э.

- считается первым философом и естествоиспытателем;

- утверждал: «вола есть все»;

- считал, что все в природе постижимо человеческим мышлением.

- не считал, что вола есть первооснова всею сущего;

- ввел понятие апейронв качестве первоосновы (как неопределенное, беспредельное впространстве и времени);

- считал Фалеса первым философом.

- рассматривал воздух как первооснову мироздания;

- определенную физическую теорию переходов: воздух-вода-огонь-земля.

- выступил (вместе с Парменидом) против базисных предпосылок мироздания своих предшественников;

- утверждал, что вех; находится в состоянии

постоянного изменения или движения;

- изменение происходит согласно неизменному закону (логосу);

-этот закон включает взаимодействие противоположностей;

- это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию;

- считал, что настоящей субстанцией

изменяющихся вещей является не вещественная

первооснова, а логос;

- огонь- источник всего сущего;

- видел связь между философией природы и

экономикой;

- в политологии толкует Герайлита как

сторонника войны;

- имеет взгляды о мире.

- утверждает, что изменение является логически

невозможным;

- считал, что разум нрав, а чувства обманывают нас;

- предложил основывать рассуждения на

рациональной аргументации;

- внес вклад в развитие логического мышления.

6.

7.

8.

9.

10.

Эмпедокл

(Empedocles)

Анаксагор

(Anaxagoras)

Демокрит

(Demokritus)

Пифагор

(Pythagoras)

Упанищады

492-432 гг. до н.э.

498-428 гг. до н.э.

460-370 гг. до н.э.

VI-Vвв. до н.э

- до нас дошло около 150 фрагментов ею работ;

был магом и натурфилософом;

- вместе с Анаксагором считается философом -

примирителем через формулу: «некоторые веши

находятся в состоянии изменения, а другие - в

состоянии покоя»;

- в основу бытия клал четыре первоначала -

огонь, воду, воздух, землю, а также две силы

разъединяющую (ненависть, вражда) и

объединяющую (любовь);

- ему удалось разработать модель, включающую

изменения и неизменное в основе бытия.

- сохранилось 22 фрагмента его работ;

- в основу бытия клал бесчисленное количество

элементов;

- категорию изменения трактовал так же. как и

Эмнедокл;

- в отличие от Эмпедокла оперировал только

одной силой – умом;

- природу считал телеологической, целенаправлен ной.

- сохранилось от 200 до 300 фрагментов его работ; - первый философ-атомист: в основе бытия только одно неделимое начало — атом; - в рамках философии природы дал объяснительную модель субстанции в изменении; - через Эпикура и Лукреция его учения, начиная с жохи Возрождения, оказало серьезное влияние на становление современной физики; - атом положен не только в основу бытия, но в основу теории познания.

- пифагорейцы занимались рассмотренными выше вопросами о субстанции, - фундаментальном начале природы и об изменении;

- «раскрывали» природу с помощью математики; - считали, что математические соотношения и структуры лежат основе всех вещей, т.е.являются субстанцией;

- в математике видели ключ ко всем загадкам вселенной; - математические исследования носили религиозный характер; - считали, что мир имеет только одно начало структурно-матемстическое; - в эпоху Возрождения (вместе с учением Демокрита) их учения сыграли выдающуюся роль в становлении экспериментального естествознания; - в политической сфере выступали за четко иерархическое устройство общества; - в религиозной сфере спасение души мыслили через аскетический образ жизни и приобретение философских и математических знаний; - математической философией восхищался Платон и все последующие мыслители человечества.

- центральная тема - учение о переселении души; - обожествление атамана и брахмана; - аскетическое бегство от мира, истина внутри человека; - вся индийская философия ищет путь избавления от цикла перевоплощений; - легитимируют карму и кастовую систему.

11.

12.

13.

14.

Буддистская философия

Бхагавадгита

(Божественная песнь)

Конфуций

(Confucius)

Даосистская философия

551-479 гг. до н.э.

- резко выступала против древней ведийской литературы;

- это философия спасения человека;

- состояние освобождения – нирвана;

- «четыре благородные истины»: мир полой страданий, причина страданий в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей, необходимость устранить желаний, имеется путь избавления от желаний;

- главные ощущения - неудовлетворенность и боль; желание -это иллюзия; избавление от мук - в отказе от гражданской жизни;

- идеал буддизма - в отделении человека от «добра» и «зла» (в интерпретации Ницше);

- буддизм не принимал платоновскую метафизику и христианство;

- учение о «самости» (требование мыслить мир в терминах процессов, а не вещей или субстанций)

- Желание и отвращение - подлинные врагичеловека;

- идея поддержания справедливого космическогопорядка;

- кастовая система остается нерушимой частьюпорядка;

- философская идея освобождения. - это контрольиндивида над своими действиями,несвязанными с мотивами или желаниями;

- насилие уничтожается огнем знания.

- современник Будды, Фалеса, Пифагора;

- китайская философия по сравнению с греческой и индийской была более практичной и прагматичной;

- обнаруживает мало интереса к философии природы и религии;

- как и для Сократа в основу своей философии ставит человека;

- правильное поведение суммировано в понятии человеколюбия (humanity); - идея любви к ближнему - в принципе мира; - защищает строго иерархическую организацию общества; - сформировал пять систем взаимоотношений для хорошей жизни: правитель государственный служащий, отец - сын, муж - жена, старый молодой, друг - друг; - он не развил систематической философии, давал советы, формировал нравоучения; - его этика, строилась на человеколюбии и справедливости.

- даосизм в отличие от конфуцианской этики характеризовался мистицизмом и холистическим мышлением;

- представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы;

- Дао дэ цзин - классический текст из даоистской философии природы или бытия;

- «дао» - фундаментальное понятие, источник рождения и уничтожения всего сущего, «матерь мира», начальный пункт всего разнообразия существующего;

- дао выступает как бытие бытия, неопределённая исходная сила - основа всего, что существует;

- есть заявления Лао-Цзы о том. что «бытие происходит из небытия»;

- считал, что когда нечто достигает своей крайности, оно переходит в свою противоположность;

- высказал идею чрезмерности в развитии, поддерживал принцип справедливости как упорядоченное существование;

- выступил в противоречии с прагматичными социально-этическими максимами конфуцианства.

15.

16.

17.

Софисты:

- Горгий

- Фрасимах

- Протагор

Протагор

Сократ

481-411 гг. до н.э.

Около 470-399 гг. до н.э.

- первое, о чем размышляли греческие философы, была природа (physis) — период натурфилософии (с 600 но 450 и. до н.э.);

- поставили вопрос об условиях получения достоверного знания, т.е. произошел переход онтологии к гносеологии;

- поставили вопрос о возможности исследовании самого себя и собственного мышления;

- за 450 лет до н.э. поставили человека в центр своих интересов, начался антропоцентрический период;

- ввели этико-политические вопросы в развитие демократии;

- поставили вопрос о социальной функции права в обществе;

- переход от рациональной аргументации к дели выигрыша в споре софисты превратились в изощренных игроков словами.

- его тезис «человек сеть мера всех вещей» стал гносеологическим положением;

- выдвинул мысль о пределах человеческого познания;

- указал на философские, основы скептического саморазрушения в процессе познания;

- высказал положение о невозможности познания Бога;

- считал, что нормы являются общезначимыми для установившего их общества, но не для других обществ;

- вместе с другими софистами сформировал ряд проблемных соотношений: относительное и абсолютное: право и власть: эгоизм и альтруизм: индивид и общества; разум и чувства.

-в центре его внимания была не натурфилософия.

а гносеологическая и этико-политическая

проблематика;

-в познании его интересовал аиализ понятий(определений) с помощью диалога;

-в этико-политичсекой сфере опровергал

скептицизм софистов;

-его этика основывалась на системе

«добподетель - знание»:

-считал, что человек должен приобрести

нормальное понимание жизни » социуме;

-сформировал триаду знания: фактуалыное

знание, нормативное знание, поведенческое

знание;

-считал, что всеобщее благо постижимо;

-пытался дать конечное обоснование этики с

помощью не только разума, но и божественной

мудрости;

-беседовал со своим внутренним голосом,

которого называл демоном;

-развивал онтологию и гносеологию морали;

-совершенствовал технику убеждения в

диалогах;

-определил концепцию счастья (счастье это не

удовольствие, а согласие с самим собой, чистая

совесть и самоуважение).

Период и персоналии

Время до н.э.

Предмет изучения

Стиль философствования

Натурфилософский:

От Фалеса до примирителей

включительно Фалес (624-546),

Анаксимандр (610-546),

Анаксимен (585-525), Пифагор

(ок. 580-500), Гераклит (ок.500).

Парменид (ок. 500), Эмпедокл

(492-432), Анаксагор (498-428),

Демокрит (460-370).

600-450

«Внешнее»

(природа)

Утвердительный

Антропоцентрический;

Софисты:

Г оргий (483-374),

Франсимах (470-4 10),

Протагор (481-411)

Сократ 070-399).

450-400

«Внутреннее»

(познание, моральные норма)

скептический

Снстематизирующий:

Платон (427-347)

Аристотель (384-322).

400-300

«Внутреннее и внешнее»

Сбалансированный

п/п

Мыслители

Дата жизни

Вклад в формирование мировой философии

18.

Платон ( Plato)

Ок. 427 г. до Р.Х.

-Сохранилось около 30 диалогов ряд писем,

вторичная литература посвященная Платону;

-Учение Платона о знании и бытии: выдвинултеорию идей, где идеи, первичная субстанциябытия, т. е. реальность существует либо вкачестве идей, либо в качестве чувственно воспринимаемых вещей; идеи не имеют пространства и времени; Учение о государстве и идея добра: утверждает, что правильное знание- есть знание идей добра; считал, что властью должны обладать те. кто является компетентным, а не народ и малознающие и недобродетельные единоличные правители; средство достижения этого -образование; он смотрел на экономику с политической точки зрения; основными понятиями для него были - полис и эйкос; политика должна руководить экономикой, но не наоборот; дал философский анализ эгоизма, долга, места женщины в полисе; дает модель идеального государства;

-Идея этической ответственности искусства; Платон - это философ, поэт, гений слова; он рассматривается не только как философ математических, форм духовного, но и как философ «музы и художественного творчества»; дает идею копирования, имитации; укачал, что правителями а государстве должны быть философы; «дачи политики - организовать идеальное общество.

19.

Аристотель

(Aristotle)

384-322 до Р.Х.

-Исследовал концепцию субстанции; для Аристотеля чувственный опыт имеет большее значение в познании, чем для Платона;

- Внес вклад в исследование онтологии и эпистемологии (гносеологии, познания); ключевые слова его онтологии; субстанция, форма / материя, четыре «причины», действительное / потенциальное изменение, теология: оперировал понятиями форма и материя;

- Он дает ограниченную модель экологии: разрабатывает соответствующие понятии; - Исследует идею праксиса и считает, что цель теоретических дисциплин — познание истины; - указывает на три натурфилософию,

математику и метафизику; практические дисциплины политика и этика; дает отличную от Платона концепцию человека; рабства; дает идею соотношения Логоса и Полиса; считает человека политическим животным, духовным созданием со всеми животными принципами жизни; женщин и рабов ставил ниже мужчин; выдвинул идею добра и счастья на базе трех этапов социализации человека; исследовал понятия дружбы, героизма, справедливое равенства, катарсиса, искусства

20.

21

22

23

24

Эпикур

()Epicurus

Стоики

Диоген

Зенон

Клеонор

Хрисипп

Цицерон

Эпиктет

Марк Аврелий

Сенека

Плотин

Августин

(Augustine)

Фома Аквинский

341-270

До Р.Х.

Ок.404-324 до Р.Х.

106-43 до Р.Х.

121-180

4 до Р.Х.

65 после Р.Х.

205-270

354-430г

1225-1274г.

- Дал идею счастья: это хорошая жизнь без боли и страдания; идея наслаждения (гедонизма); отрицательно относится к политической деятельности и считает ее опасной; для пето государство и общество не самоценны; философия природы обосновывает его философию жизни;

- Дали спою концепцию счастья и независимости; ;знания и добродетели; аскетически-морального

отношения жизни;

-Учение киников (Диоген) было идеологией низших классов;

- Греческий стоицизм - отличительная черта«среднего класса»: рассматривают долг ивоспитание характера, стал» говорить оестественном лоридическом законе для всех;

- У римских стоиков отрешенность от мира

заменяется напряженностью между аскезой и

политическим долгом;

- Развивают основные греческие политическиепонятия;

- Считают, что человеческий разум прячястенмировому разуму;

- Дали концепцию права;

- Плотин - это неоплатоник: наставление осверхъестественных силах; концепция медовой

души нашла свое место в христианстве;

-Синтезировал христианство и неоплатонизм;

- Осуждает еретическое учение - гностицизм,

манихейство и др.;

- Сделал Бога центром философского мышления:превосходство души над телом, воли надразумом;

- Мир — зто свободный акт Ьога, его идея.

- Бог это идеальная модель реального мира;

- Цель и смысл жизни - счастье (через познаниеБога);

-Доказывал возможность знания и познания;высоко ценил чувства;

Синтезировал христианство и аристотелизм;

- Его учение превратилось в официальнуюРимско-католической церкви.

- Дал концепцию гармонизации Бога и мира, верыи разума;

- исследовал универсалии, законы и

человека как общественного существа; - развивалтеологический вариант концепцииестественного права;

- Связал волю и добро для познания Бога;

- проводит различие между теоретическим ипрактическим разумом как посредниками между

законами и поведением;

--Оперирует классическими и христианскимидобродетелями, высшая из которых спасение;

-Томизм является онтологией - учением о бытии;

- Исследуя бытие, все сущее рассматривал черезконцептуальную пару актуальность и

потенциальность;

- Изменение м учение о четырех причинах; формуи материю, душу и тело: дает томистское

понимание науки;

Теория познания - это составная часть общей томистской философии; считал, что знания начинаются с чувственного восприятия; во веем придерживался умеренного реализма; Томистская антропология и моральная философия находится под влиянием

аристотелизма;

- Фома не разделяет акгустаноиокую

волюнтаристскую и пессимистическую точку

- зрения на человека;Разум ставит выше воли; поддерживает

всеобщие моральные нормы или законы.

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Серен Кьеркегор

Мережковский Дмитрий

Николай Коперник

Nicolaus

Сорегnicus

работа: «О вращении

небесных сфер»

Nb:

Гелиоцентрическая

модель уже

предлагалась

греческим

астрономом

Аристархом из Самоса (ок. 310-230 г. до Р.Х.)но|именно

копервнкавская модель привела в эпоху Ренессанса и реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелевской традиции

Иоганн Кеплер

(Johanes Kepler)

Галилео Галилей (Galileo Galilei)

Исаак Ньютон

(IsaacNеwton)

Розанов Василий Васильевич

Работы: «Легенда о великом

инквизиторе», «Религия и

культура», «Природа и история», «Семейный вопрос в России», «Место христианства в истории», «Номинализм и религия»

Л.И. Шестов

Бердяев Николай Александрович

Лосский Николай Онуфриевич

1813-1855

1865-1941

1473-1543

.

1571-1630

1564-1642

1643-1727

1856-1919

- представил онтологическую

концепцию трех стадий бытия;

- считается родоначальником экзистенциализма;

  • идея "моральной воли";

  • понятие объективной и субъективной истины;

- демократия как демагогия

- критиковал церковь и неисторическое христианство;

- для его философии характерен синтез

языческой и христианскойфилософии;

- был уверен в победе российского

православия над мировым духовным кризисом

- предложил астрономическую модель с Солнцем в качестве центральной планетной системы;

- это гелиоцентрическая модель противоречия господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Птолемею и признавшейсяЦерковью.

- Гелиоцентрическая система революционенализировала наш непосредственный жизненный, опыт, человек должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной ,чем раньше, точки зрения; человек стал не центром, а песчинкой в мироздании.

Это рефлексивное дистанцирование и это «обращение» перспективы

Называется коперниканской

революцией.

РЕЗУЛЬТАТ: эта позиция Коперникавместе с эволюционной теориейДарвина и учением Фрейда о

бессознательном, дала подлинную

оценку веры в человеческий разум

- опровергает представление о том, что небесные сферы являются качественно

отличными от земного мира, и ищет

механическое объяснение движением

планет:

для Кеплера математические законы

движения имели и метафизические

измерение; эта смесь математики и

метафизики указывает на его связь со

старой традицией, восходящей к

пифагорейцам;

механическое объяснение всего во

вселенной, от высокого до низкого,

помогло заложить основания новых

естественных наук;

с помощью наблюдений , сделанных

Тихо Браге, Кеплер уточнил модель

Коперника,

Орбиты - это не окружности , а эллипсы, в центральном фокусе которых находится Солнце;

-на основе философской идеи о переменных скоростях планет, зависящих от расстояния до Солнца,

Кеплер сформулировал законы перемещения планет по их орбитам;

-позже экономичность и истинность

этой теории была подтверждена

исследованиями Ньютона;

- в его работах зародилась новая

физика, противоречащая

аристотелевской традиции толкования

научных понятий и способов

объяснения;

- опровергал все понятия не только на философском уровне, но и по-новому проводил научные исследования;

- иначе, чем Аристотель, объяснил

законы движения материи;

он был пионером разработки новых

философских понятий и методов

исследования;

- считал математику языком «книги природы»;

  • считал:, что вся философия материи написана языком математических символов- треугольников, кругов, квадратов.

-его главный труд «Математические принципы натуральной философии»;

  • сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения

  • создал теорию исчисления бесконечно малых единиц;

  • создал теорию цветового состава естественного цвета;

  • его предшествующие теории обосновати как в астрономии (кеплеровские законы движения планет), так в механике (галилееев закон свободного падения тел).

  • занимался теологией, алхимией;

  • он стал основным предшественником эпохи Просвещения;

  • возникновение физики Ньютона было обязано философии в плане как формирования механической картины (мира, так и выработки рационалистической и эмпирической позиций;

- Ньютон придал новые импульсы развитию философии своими , исследованиями (исследования пространства- времени у Канта); -Ньютон - это мощь человеческого мышления, начиная с него, наука оказалась силой прогресса;

-Наука стала доказывать философскую

концепцию истины.

-пытался найти принцип,

обеспечивающий ценность всей среды научного знания;

-определил «понимание» как среду

деятельности «чистого» разума;

-был религиозным философом;

-считал поклонение мистическим

свойством сознания человека,

формирующим религиозное

мировоззрение;

появляется сомнение в истинности

высокой миссии «исторического

христианства»; противопоставляет восточное христианство западному;

западное христианство объявляет «антимиром»;

-считал, что люди поклоняются легенде о христианстве, а самого христианства ещё нигде нет; -доказывал, что Голгофа- это гимны страданию, в то время как истинное христианство- это радость рождения в Вифлееме; -критиковал святые мощи, религиозное искусство, поклонение отшельникам издевающимся над своим «греховным» телом; поделил дух на Арийский и земной критиковал православие;

- в противовес Р. Декарту считает, что душа не является источником знания;

-считал, что любой человеческий акт -логический или эмоциональный- есть единство чувств, телесности, психики и рациональности;

-считал, что с тела начинается познавательный процесс к эстетическому, религиозному осмысливанию феноменов окружающего мира;

- полагал, что спасать человека надо начиная с тела, но не с души;

-поскольку православие занимается душой и игнорирует тело, оно не может спасти человека;

- считал, что христианство убивает Бога; для него быть христианином значит - отречься от Бога; сама природа человека противоречит христианскому учению;

доказывал, что Христос не есть избавитель, т.к. ввёл культ страдания и заставляет людей поклоняться ему:

- так же, как и Ницше считал, что только радость и удовлетворение являются настоящей жизнью, а не смерть и страдания, противоречащие самой Жизни как природному явлению;

-Розанова часто называют «русским Ницше»: для обоих характерно чувство одиночества- Ницше закончи психический и социальной изоляцией а Розанов - религиозной замкнутостью; оба отбрасывали общечеловеческие нормы сосуществования;

-Если Ницше выступил против старой этики, которая связывает волю человека, то Розанов стоит на позициях Кьеркегора за «исправление» этических норм: если Ницше провозглашает культ «сверхчеловека», то Розанов -«человека из подземелья», которому надо помочь; если Ницше претендует на роль «лекаря культуры», то Розанов считал, что христианская культура настолько больна, что ей не помогут никакие лекарства; если Ницше провозглашал радость будущего, Розанов провозглашает возврат к дохристианским временам; Ницше призывает к индивидуальному духовному совершенствованию, Розанов - к усовершенствованию телесному; Ницше критикует европейскую культуру за её христианский характер, Розанов - за то, что она недостаточно христианская; ---Критиковал монастыри;

-Критиковал церковь за то, что она объявляла бытие человека, науки и искусство проявлением дьявола; ---Критиковал роль интеллигенции в обществе, которая не понималась народом, придавленным государством и христианством, маргинально связана с ним и не знающего его;

- Не случайно то, что наряду с шедеврами искусства и культуры Россия продолжает удивлять мир своими бунтами, и революциями и т.п.

-в познании на первый план выдвигал не разум, а случайность, чудо, таинственных характер действий познавательными возможностями философии можно исследовать любую проблему; философия - это та сфера культуры, где невозможное становится возможным;

-главная идея философии - человек и его борьба за свободу; -разуму и логике противопоставлял чувства, выступал против рациональных подходов к анализу явлений;

-избирательно относился к качеству исполнительности в человеке;

-главная цель философии- объяснить человеку, что-то, что должно быть, есть именно тем, чего хочется;

-вера- более усовершенствованный метод анализа, чем разум;

-вполне логическое может быть абсурдным психологически;

-философия возникла из ненависти к действительности и растущего интеллекта человека; философскими методами доказывает преимущество веры перед разумом;

-исследует проблему свободы; -определяет центр бытия человека; указывает природу бытия.

-даёт концепцию свободы;

-определяет своё отношение к

коммунизму;

-обозначает социальный детерминизм

индивида и личности

-определяет главную задачу

философии;

-работает в области теории познания;

-разрабатывает «координационную теорию»

-выделяет механизм связи субъект -объектных отношений;

исследует механизм восприятия

философскими методами;

исследует память;

-исследует бытие: «идеальное бытие», «реальное бытие», «металогическое

бытие»;

исследует онтологическую структуру«мир - Бог»;

-исследует проблему соотношения творчества и бытия ;

-исследует иерархию высших ценностей;

-исследует проблему эгоизма.

ЛЕКЦИЯ 7

Древневосточная философия.

План: