logo
PhilLecR

4) Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.

а) Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

б) Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества - социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает в себя: совершенствование отношений , что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности); через акционирование и иное совершенствование отношений собственности - приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.); более справедливое распределение произведенных материальных благ; борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан; обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства; наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности; сглаживание внутренних и международных конфликтов.

в)Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий». Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике - то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий», в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном-, среднем, высшем) и через образование.

г) Третий важнейший путь реконструкции опыта -совершенствование мышления (также на основе научных методов).

5) Учение Дж. Дьюи о научном методе. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?. Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи. а) По Дьюи:

от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, - ложный; следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей.

Данный подход к методу как средству достижения цели получил

название инструментализма.

б) Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов: не может быть «метола вообще» (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода.

в) Для поиска конкретного механизма действия метода. Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем:

Следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.

г) Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):

- ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) - в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения;

д) Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:

способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);