logo
PhilLecR

1. Общая характеристика

а) В своей работе «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл исследовал идею постиндустриализма и пришел к выводу, что эта идея «ограничена специфическими изменениями в технико-экономической организации»:

он оказал генетическую преемственность между идеей постиндустриализации и концепцией информационного общества;

выделил параметры постиндустриального общества, имеющие отношение к анализу телекоммуникаций;

- Д. Бем положил информационный фактор в центр своей концепции «постиндустриального общества».

б) В 60-е годы Ф. Маклуп ввел понятие «индустрия знания». Эта мысль приобрела статус «зонтиковой фразы», охватившей систему образования, медиа, библиотек, институтов и т.п.

Ф. Маклуп выступил с идеей сделать индустрию информации и сервис главной и центральной силой экономической системы и расширения ее в Больших масштабах.

в)Далее экономист Марк Порат взял тезис Ф. Мак лупа о том, что доминирующие направления американской экономики должны включать деятельность, основанную на информационных отношениях:

М. Порат предложил поделить информационную экономику на две части:

= первичный сектор —управляющий производителями и распространителями информации в рамках рынка;

= вторичный сектор -- состоящий из частных и общественных бюрократов, управляющих и регулирующий экономику.

Это различие способствует распознаванию последствий бюрократической деятельности как отличия от факторов рыночного порядка в информационном окружении.

г) Исследованием некоторых этих последствий занимался теолог Тейяр де Шарден,

= прогрессивная замена лшстерскш лабораториями;

= преобразование производства в результате научных исследований;

— научные исследования станут главным принципом реального существования человечества.

д) Идеи Тейяр де Шардена продолжил О. Тоффлер.

Он отметил, что «технологический императив является движущей силой поступательного развития общества, определяющего его социальный облик».

Масштабы глобальных изменений приведут к бесполезности рассмотрения через щелку идеологических штампов, идущих еще с 40-х годов: новое общество выходит из старого беспрепятственно и бесконфликтно.

Он развил идею будущего всемирного общества, связав его с инфоноосферой.

е) К научному обсуждению этой проблемы подключился Р. Тибальд.

Он отметил, что «мы уже вступили в коммуникационную эру,' так как значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность».

Указывая на историческое место Запада в мировом развитии, Р. Тибальд отметил, что ключ от формулы выживания Запада находится в адаптации к новым реалиям, таким, как усиление коммуникационного начала в общественной жизни.

Он дал определение коммуникации; коммуникация процесс эффективного обмена идеями между индивидами и процесс существования вообще.

Он отмечал, что человечество находится в состоянии «чрезвычайно динамичных изменений и обв’язано сосредоточить свое внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры, избежав при этом грозящих опасностей».

ж) Еще в древности в сознании людей возникло деление на «мы» и «они», на «мое» и «чужое». Но в те времена мысль о единстве человечества не возникала.

В I половине XX века на основе данных противопоставлений возникла теория «локальных культур « О. Шпенглера и концепция «множественности цивилизаций» А. Тойнби. Они не признавали существование одной истории человечества, разделяли ее на большое количество самостоятельных направлений. А за основу исходных предпосылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы:

= идея О. Шпенглера заключалась в том, что каждаякультура живет, подчиняясь только ей при сущим принципам и ценностям и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом есть сосуществование и смена различных культур;

=А. Тайной выделил в истории множество локальних цивилизаций, создающихся творческим меньшинством и проходящих ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. Но он предполагал, что в будущем возможно достижение единства человечества в сфере духа.