logo
PhilLecR

2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира

в китайской философии и мифологии.

а) Проблема человека в философии Китая.

Человек в Китае отождествляется с природой и космосом, не выделяется из общества и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: шин; ци; шэнь.

Цзин - энергия зарождения всего сушего, «корень», «семя» живого организма

Выделяются два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; «семя Последующего Неба» - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин

- энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый - «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения цин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти,

шэнь китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян - мужская сексуальная энергия; Инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу Ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу Инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение Ян и Инь.

В гносеологических вопросах восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия: не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа; начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия; не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - «шэн») остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков; выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце; воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества; призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность,

Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состоянии духовной психофизической

энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими «грязной», нездоровой Ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую Ци; работа над своим телом и душой - «син чун» - окультуривание себя; работа над судьбой, принесение пользы обществу - «мин чун»; соблюдение общественных порядков; употребление лекарств и целебных трав, правильное питание; проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

Ь) Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека.

- Древнекитайская культура дает философски- мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо; зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;

- Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы- понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.