logo
PhilLecR

4) Три "Пути познания" Бэкона.

а) Это: "путь паука"; "путь муравья"; "путь пчелы".

Вывод: лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

5) Препятствия на пути познания ("призраки").

а) Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.

6) Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

Nb: В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения «пещера») отражается в конечном результате познания.

в) Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

- Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии.

Nb: Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века). Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния "чистое знание".

6) Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

а) Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума - память; воображение; рассудок:

Nb: Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке.

б) Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

в) В результате философия Ф. Бэкона:

- оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

7) Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. "Левиафан".

а) Томас Гоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона.

б) Основные постулаты:

в) Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

г) Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

д) Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

8) Философия Дж. Локка. Таbиlа rаsа. Разделение властей.

а) Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

б) Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tаЬи1а гаsа);