logo
PhilLecR

1) Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.

а) Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

б) Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

в) Суть вопроса:

Nb»: Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критике, способности суждения».

2) Естественно-научная философия Канта докритического периода.

а) Основные идеи: Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.

б) Новаторство Канта: он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

в) В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

Nb: Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3) Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, «вещь в себе».

а) В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма невозможности познания окружающей действительности.

б) Суть идеи: Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.

в) Противоречия Канта: Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА: "Мир имеет начало во времени. Мир не имеет начала во времени и ограничен в пространстве и безграничен".

- Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ: "Существуют только простые элементы. В мире нет ничего простого и то, что состоит из простых". Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ:

"Существует не только причинность.Свободы не существует. Все в мире по законам природы, но и свобода совершается в силу строгой причинности по законам природы".

- Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА: "Есть Бог - безусловно необходимое. Бога нет. Нет никакого абсолютного существа, причины всего сущего, необходимого существа - причины всего сущего".

Nb: С помощью разума можно логическидоказать, одновременно оба противоположных положения антиномий -разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границпознавательных способностей разума. Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия,

характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».

г) Определение: Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

- Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

Пример 1: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.

Пример 2: Нельзя встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Nb Теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.

- «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность веши, которая никогда не будет познана разумом.

4) Стадии познавательного процесса.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно

которой:

Вывод: При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

5) Структура сознания (разума).

а) Суть возрос»: Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Кату, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.