1) Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.
а) Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
б) Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
в) Суть вопроса:
В течение докритического периода философский интерес И, Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.
Nb»: Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критике, способности суждения».
2) Естественно-научная философия Канта докритического периода.
а) Основные идеи: Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.
б) Новаторство Канта: он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц;
природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
природа находится в постоянном изменении и развитии;
движение и покой относительны;
все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.
в) В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.
Nb: Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
3) Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, «вещь в себе».
а) В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма невозможности познания окружающей действительности.
б) Суть идеи: Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.
Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека.со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия.
в) Противоречия Канта: Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА: "Мир имеет начало во времени. Мир не имеет начала во времени и ограничен в пространстве и безграничен".
- Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ: "Существуют только простые элементы. В мире нет ничего простого и то, что состоит из простых". Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ:
"Существует не только причинность.Свободы не существует. Все в мире по законам природы, но и свобода совершается в силу строгой причинности по законам природы".
- Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА: "Есть Бог - безусловно необходимое. Бога нет. Нет никакого абсолютного существа, причины всего сущего, необходимого существа - причины всего сущего".
Nb: С помощью разума можно логическидоказать, одновременно оба противоположных положения антиномий -разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границпознавательных способностей разума. Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия,
характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».
г) Определение: Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.
Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.
- Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.
Пример 1: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.
Пример 2: Нельзя встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
Nb Теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.
- «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность веши, которая никогда не будет познана разумом.
4) Стадии познавательного процесса.
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно
которой:
внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека;
органы чувств человека принимают аффинированные образы внешнего мира в виде ощущений;
человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Вывод: При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии;
внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
5) Структура сознания (разума).
а) Суть возрос»: Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Кату, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.
Чувственность – первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат», пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.
- Александровская в. Н. Философия
- Философия
- Раздел I
- Вопрос 2. Мифология как мировоззрение.
- Вопрос 3. Религия как мировоззрение.
- Вопрос 4. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного:
- Лекция 2.
- Вопрос 2. Особенности философского знания.
- Лекция 3.
- Вопрос 3 Общее понятие и содержание методов философии
- Лекция 4.
- Лекция 5.
- Вопрос 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии представлена материализмом, идеализмом, дуализмом.
- Вопрос 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
- Вопрос 4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.
- Раздел II
- 1. Китайская философия.
- II. Индийская философия.
- Вопрос I. Китайская философия.
- 1) Общее понятие и характерные черты китайской философии.
- 2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира
- 3) Даосизм - древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма.
- 4) Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
- Вопрос II. Индийская философия
- Лекция 8
- 2) Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии.
- Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
- 1) Общее понятие досократических философских школ.
- 3) Гераклит Эфесский.
- 4. Пифагорейцы.
- 5. Элеаты.
- 6. Атомисты.
- 1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.
- 2. Характерные черты философии софистов. Для софистов xарактерно:
- 3. Софизм как основной логический прием софистов.
- 4. Значение деятельности софистов.
- 5. Философия Протагора.
- 6. Философия Сократа.
- 7. «Сократические школы».
- Вопрос IV. Философия киников и стоиков
- 1. Общее понятие кинической философии.
- 3. Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии.
- 4. Общее понятие и периодизация философии стоиков.
- 5. Основная идея и характерные черты стоической философии.
- Вопрос V.Философия Платона
- 3. «Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».
- 5. Проблема государства в философии Платона.
- 6. Платоновский проект государства.
- 7. Значение философии Платона. Историческое значение философии Платона:
- 1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.
- 2. Аристотелевская классификация философии.
- 3. Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах» («чистых идеях»).
- 4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
- 5. Проблема материи в философии Аристотеля.
- 6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.
- Вопрос VII. Философия Эпикура
- 1. Общая характеристика жизни а творчества Эпикура.
- 4. «Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении). «Эстетику» Эпикура можно свести к таким основным положениям:
- Лекция 9
- 2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
- 3. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
- 4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
- 6. Значение средневековой теологической философии.
- Вопрос II. Философия Августина Блаженного
- 1. Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.
- 2. Августин Блаженный о Боге.
- 3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:
- Вопрос III. Философия Фомы Аквинского (томизм)
- 1. Фома Аквинский и его основные произведения.
- 2. Пять доказательств существования Бога.
- 3. Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
- 4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
- 5. Историческое значение философии Фомы Аквинского
- Лекция 10 Арабская (арабоязычная) философия средних веков. План:
- II. Арабская философия медицини
- 2. Ранняя арабская философия.
- 3. Прогрессивная арабская философия.
- Вопрос II. Арабская философия медицины
- 1. Социально-культурные условия появления арабоязычной науки.
- 2. Основные направления и представители арабоязычной науки
- 3. Медицинские достижения арабоязычной науки
- Лекция 11
- 3) Характерные черты философии эпохи Возрождения.
- Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
- 1) Общие замечания:
- 4) Натурфилософия.
- 1) Сущность социально-политической философии:
- 3) Политическая философия Никколо Макиавелли.
- Лекция 12
- 1) Декарт, значение его философии.
- 2) Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию - главной идеи рационализма.
- 4) Дуализм Декарта.
- 6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии.
- Лекция 13
- 3) Теория естественного права Гуго Грация.
- 4) Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- 5) Теория Спинозы о «единой субстанции».
- 6)Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.
- 7)Проблема соотношения свободы и необходимости.
- Вопрос II. Английская философия
- 2) Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- 4) Три "Пути познания" Бэкона.
- Вопрос III. Немецкая философия Нового времени.
- 3) Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка
- Лекция 14
- 2) Деистическое направление французской философии XVII в. И его представители.
- 3) Атеистическо-материалистическое направление и его представители.
- 4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.
- Вопрос II. Деистическое направление.
- 1) Философия Вольтера. "Просвещенный абсолютизм".
- 4) Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Вопрос III. Атеистическо-материалистическое направление.
- 1) Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо- материалистической философии.
- 4) Философия Дидро.
- 5) Значение философии французских философов-материалистов.
- Вопрос IV. Социалистическо - утопическое (коммунистическое) направление.
- 1) Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- 4) Экономический детерминизм и философия "промышленного общества" Сен-Симона.
- 6)Основные идеи: Можно выделить следующие основные положения философии:
- Лекция 15
- 4) Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- 6) Немецкий материализм XIX в. Представлен главным образом:
- 8) Иррационализм, "философия жизни".
- Вопрос II. Философия Эммануила Канта
- 1) Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.
- 6) Категории философии, выдвинутые и. Кантом.
- 8) "Критика способности суждения". Всеобщая целесообразность.
- 9) Социально-политические взгляды и. Канта. Суть вопроса:
- 10) Историческое значение философии Канта. Суть вопроса:
- Вопрос III. Философия Гегеля
- 1) Общая характеристика творчества и основные
- Вопрос IV. Философия субъективного идеализма
- 3) Философия Дэвида Юма.
- 4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. "я-концепция" Фихте,
- Вопрос V. Философия Шеллинга
- 3) Практическая (социально-политическая) философия
- Вопрос VI. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму.
- 1) Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2) Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3) Антропология Фейербаха.
- 4) Проблема Бога в философии Фейербаха.
- Лекция 16 Философия материализма и позитивизма.
- Вопрос II. Философия марксизма.
- 1) Общее понятие марксистской философии.
- 3) Источники марксистской философии (главные произведения к. Маркса и ф. Энгельса).
- 4) Диалектический и исторический материализм - основные направления марксистской философии.
- 5) Материалистическое понимание истории. Общественно экономические формации.
- 6) Суть исторического материализма в следующем:
- Вопрос III. Философия позитивизма Огюста Конта.
- 1) Общее понятие позитивизма и его основатели.
- 2) Отличие позитивного (научного) философского знания от обычного философского знания.
- 3) Закон двойственной (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта. Стадии интеллектуальной и технической эволюции и их соотношение.
- Лекция 17
- 1) Общее понятие неклассической идеалистической философии. Ее отношение к немецкой классической философии, гегельянству.
- 2) Цели и основные направления неклассической идеалистической философии.
- 3) Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- 4. "Философия жизни" Фридриха Ницше.
- Русская философия
- I. Общая характеристика русской философии
- Вопрос I. Общая характеристика русской философии
- 1. Общее понятие и характерные черты русский философии.
- 3) Русская философия XII - XVII вв.
- 4) Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- Вопрос II. Русская философия XIX в.
- 2. Философия декабристов.
- 3) Историческая философия п.Я. Чаадаева.
- 4) Философия западников и славянофилов.
- 5) Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- 8) Революционно-демократическая философия.
- 9) Либеральная философия.
- Вопрос III. Русская философия XX в.
- 1) Основные направления русской философии к. XIX - XX в
- 2) Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- 3) Философия космизма.
- 4) Естественно-научная философия.
- 5) Советская философия.
- Лекция 19
- 4)Философская гносеология:
- 5) Появление философского способа мышления связано с:
- Вопрос II. Антропологически-гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения хv - начала хv11 веков)
- 1) Социальная почва:
- 2) Роль церкви:
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Вопрос IV. Философские взгляды г.С.Сковороды
- 1) Биографические данные:
- Вопрос V. Роль Кирилло-Мефодиевского товарищества в развитии философской мысли в Украине середины XIX века.
- Вопрос VI. Украинская философия XX столетия.
- 1) Первые десятилетия в украинской философии - отход от
- Современная западная философия
- I. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи.
- Вопрос I. Американский прагматизм.
- 4) Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- 6) Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Вопрос II. Психоанализ
- 1. Общее понятие психоанализа.
- 3. Топографическая и динамическая схемы психика, выдвинутые Фрейдом.
- 4. Определяющие факторы психики человека.
- 5. Первая психологическая система Фрейда.
- 6. Вторая психологическая система Фрейда.
- 7. Феномен массы (толпы).
- 8. Основные направления неофрейдизма.
- 1. Общее понятие теологической философии.
- 2. Неотомизм.
- 3. Тейярдгом.
- 4. Иные направления современной теологической философии.
- Вопрос V. Основные направления современной позитивистской философии
- 1. Общее понятие позитивизма.
- 3. Общее понятие и основные проблемы махизма.
- 4. Общее понятие и основные проблемы неопозитивизма.
- 5. Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Вопрос VI. Герменевтика
- 1. Общее понятие герменевтика.
- 2. Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).
- Вопрос VII.Экзистенциализм. (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю,
- 3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- 4. Философия Сьореиа Кьеркегора - зарождение экзистенциализма.
- 5. Философия к. Яспера.
- 6. Философия ж. П. Сартра.
- 7. Философия а. Камю.
- 8. Философия м. Хайдеггера.
- 9. Будущее экзистенциализма.
- Раздел III
- 2) Конкретно-исторический способ бытия.
- 3) Танатология
- Лекция 22
- Вопрос I. Основные понятия философской онтологии
- 1. Этимология понятия «бытие»:
- 2. Бытие - универсальная система связей и отношений:
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- 1) Философия бытия
- 2) Философия небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Раздел IV
- 3. Активность субъекта познания.
- 4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.
- Вопрос 2. Знание, отражение, информация
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса
- Лекция 24 научное познание План:
- Вопрос 1. Научное знание, его специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 3. Основные функции научного познания
- Вопрос 4. Методология научного познания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 5. Наука и общество
- Раздел V
- Вопрос 2. Объект, предмет и методы логики
- Лекция 26
- 3. Логика мышления происходит по правилам:
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- 1. Закон тождества:
- 2. Закон противоречия:
- 3. Закон исключенного третьего:
- 4. Закон достаточного основания:
- Лекция 27 понятие План:
- Вопрос 1. Определение понятия.
- Вопрос 2. Отличие понятия от представления.
- Вопрос 3. Методы образования понятий:
- 1. Имеет место совпадение объемов понятий. Такие понятия называются разнообъемными или заимозаменяемыми.
- 2. Имеет место включение объемов, когда объем одного понятия включен полностью в объем другого. Пусть а — это береза, а в — деревья.
- 3. Имеет место исключение объемов — это случай, в котором нет ни
- 5. Имеет место отношение соподчинения, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего понятия. А — автобус, в — трамвай, с — городской транспорт.
- Вопрос 4. Классификация понятий.
- Лекция 28 суждение План:
- Вопрос 1. Отличие суждения от понятия:
- Вопрос 2.Определение суждения:
- Вопрос 4. Формы суждения.
- Вопрос 5. Виды суждения.
- Лекция 29
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Вопрос 3. Виды рассуждений:
- Вопрос 4. Виды умозаключений:
- Лекция 30
- 2. Место и роль программы в кси.
- 3. Научная и практическая проблема.
- 4. Цели и задачи кси.
- 5. Объект кси.
- 6. Гипотезы в кси и их проверка.
- Вопрос 2. Организационно-технический план кси.
- 1. Поисковый план кси
- 2. Аналитический план кси
- 3. Экспериментальный план кси.
- Лекция 31
- Лекция 32
- Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов
- Г и е — самые слабые звенья в коллективе
- 2. Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления (метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм).
- Вопрос 2. Универсальные структурные связи
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Связи детерминации и их отражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
- 1. Общая характеристика.
- 2. Концепция детерминизма: однозначный и вероятностный детерминизм, внешние и внутренние казуальные связи, самодетерминация.
- IX IV V
- Лекция 34
- 2. Переход в новое качество.
- 3. Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
- Вопрос 2. Единство и борьба
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Отрицание отрицания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Поступательность и цикличность в развитии.
- Раздел VII
- Вопрос 1. Проблема сознания в философии и науке.
- Вопрос 2. Общеприродные и биологические предпосылки возникновения сознания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Отражение и информация.
- 4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных, а Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.
- Вопрос 3. Труд, общение и язык -социальные детерминанты сознания.
- Вопрос 4. Общественно-историческая сущность сознания
- 1. Общая характеристика.
- 2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- Лекция 36
- 2. Сознательное и бессознательное.
- Сознание
- Б) Структура сознания
- 3. Самосознание, его предметность и рефлексивности.
- 4. Витальные переживання и ценности в структуре самосознания.
- Вопрос 2. Творческая активность сознания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Идеальное и материальное
- 1. Общая характеристика.
- 2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.
- 3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.
- Вопрос 4. Регуляторная функция сознания
- 1. Функциональные системы (по п.К. Анохину),
- 2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.
- Раздел VIII
- Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.
- 2. Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. А) Социологическая концепция трактовки человека
- Вопрос 3. Содержание понятий «индивид», индивидуальность», «личность»
- 1. Общая характеристика.
- 2. Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, е. Юнг, э. Фромм,
- Вопрос 4. Деятельная сущность бытия человека. Материальный и идеальный, индивидуальный и общественный аспекты деятельности
- 1. Общая характеристика.
- 2. Творческое преобразование мира человека.
- I. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления.
- III.Закономерности и движение силы общественного развития.
- 3.Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Вопрос 1. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления
- 2. Многовариантность общественного развития.
- Вопрос 2. Методология исследования общественного развития (д.Белл, ф.Маклуп, м.Порат, тейяр де шарден, о.Тоффлер, р.Тибальд)
- 1. Общая характеристика
- 2. Формационный и цивилизационный подходы.
- Вопрос 3. Закономерности и движущие силы
- 1. Общая характеристика.
- 2. Личность и народные массы как субъекты исторического процесса.
- 3. Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Заключение
- Литература
- Оглавление
- Раздел III