logo
PhilLecR

Вопрос 2. Структура и уровни научного познания

а) В составе науки различают:

= науку переднего края;

= твердое ядро науки;

= историю науки.

6) Элементы структуры научного познания:

= фактический материал, взятый из эмпирического

опыта;

= результаты первоначального концептуального его

общения в понятиях и других абстракциях;

= основанные на фактах проблемы и научные предположения;

= вырастающие из них законы и теории;

= философские установки;

= социокультурные основания;

= методы и нормы научного познания;

= стиль мышления,

в) Идеалы и нормы научного познания.

Нормы научного познания — совокупность определенных концептуальных установок, свойственных науке на определенном историческом этапе ее развития.

Функцией норм и идеалов научного познания является организация и регуляция процесса научного исследования и его оптимизация.

Единство норм и идеалов научного познания выражает понятие «стиль мышления».

Научное познание есть развивающаяся система знаний, включающая два основных уровня: эмпирический и теоретический:

= эмпирический уровень характеризуется живым созерцанием, рациональным моментом и его формами на этом уровне объект проявляется со стороны внешних связей.

= теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и др. На этом уровне объект осваивается с помощью абстракций «высшего порядка». - Разграничение теоретического и эмпирического уровней

познания условно, так как эти уровни взаимосвязаны.

г) Проблема гипотеза теория,

Гипотеза форма знания, включающая предположение, сформулированное на основе ряда фактов. Данная форма знания нуждается в доказательстве.

Гипотеза характеризуется вероятностными знаниями.

Любая теория должна соответствовать реальным фактам; следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.

Различают основные элементы теории:

= исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы;

= идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

= логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания;

= совокупность законов и утверждений, выведенных , из положений данной теории.