logo
PhilLecR

Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.

1. Общая характеристика.

а) Нomo sapiens, как и всякий биологический вид, характеризуется совокупностью видовых признаков. Каждый из них может варьировать у различных представителей вида;

— на проявление многих биологических параметров оказывает влияние и социальные процессы. Например «нормальная» продолжительность жизни составляет 80-90 лет, однако если человек страдает наследственными заболеваниями или инфекционными болезнями, то продолжительность жизни может стать короче:

последовательность многих процессов в развитии человеческого организма биологически запрограммирована. Например, усвоение различных видов пищи, освоение языка, появление вторичных половых признаков и др.

в) вид Нomo sapiens имеет устойчивые разновидности расы. Расовая дифференциация людей связана с адаптивной способностью групп людей приспосабливаться к конкретной среде обитания;

отличаясь по расам, но относясь к одному биологическому виду, люди обладают общими, присущими данному виду, параметрами;

—каждый человек с биологической точки зрения является уникальным, поскольку набор генов неповторим. Признание бесконечного многообразия человеческого рода является основополагающим принципом гуманизма;

человек находится сразу в двух мирах—в мире общества и в мире органической природы. Эта включенность в два мира порождает много проблем., связанных с актуальностью существования людей, а также с объяснением самой природы человека.

Аристотель называл человека «политическим животным», тем самым он объединял в человеке 2 начала: животное (биологическое) и политическое (социальное), таким образом, появилась проблема какое начало доминирует ?;

в) другая проблема заключается в вопросе: какое значение в жизни общества имеют биологические различия между людьми, если на практике происходит группировка людей по различным признакам? Дискуссия о соотношении биологического и социального происходит между двумя полюсами: концепциями человека, анализирующими роль естественных и биологических начал и социальными концепциями, в которых человек представлен как продукт социальных отношений.