logo
PhilLecR

2. Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. А) Социологическая концепция трактовки человека

(марксизм). Его идей:

человек изначально деятелен и формирование специфических свойств происходит в процес се развития предметной деятельности исторически. Формирование потребностей людей происходит исторически и при влиянии труда;

человек, обособленный от других людей оказывается животным, не приспособленным к жизни, поскольку труд является коллективной деятельностью;

особое значение, которое человеческие индивиды получают внутри общества определяется их местом в сложной системе отношений. Особые функции, отличающие одного индивида от другого являються общественными отношениями;

- человеку свойственно сознательное причисление себя к общественно-родовому объединению и сознательно-волевое осуществление своей жизнедеятельности,что предполагает ответственность, совесть и т.д.

- определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и оказываются вторичными по отношению к общественному бытию;

Маркс писал: «... человек является непосредственно природным существом, наделенным природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений».

б) Фрейд о природе человека. Фрейд является биологическим детерминистом.;

все проявления человеческой активности подчиняются определенным законам и детерминированы инстинктивными силами, т.е. Фрейд рассматривал людей механически, ими управляют те же законы, которые применимы к поведению других организмов;

люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые находятся вне среды сознания;

Фрейд считает, что «ЭГО», являясь рациональным компонентом структуры личности, служит средством для реализации требований ид примитивных, врожденных аспектов личности;

понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия ид, эго и суперэго;

в своей психоаналитической теории Фрейд отмечал, что ид составляет конституциональную основу личностной структуры и развития;

личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелости;

в) Бихевиоризм:

Представитель этого направления Э. Торндайк определил, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания;

Д.Б. Уотсон отмечал, что поведение должно обрясняться из отношений между непосредственно воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями);

Уотсон вывел формулу: «стимул — реакция» (S —К). Все процессы, физиологические и психические, происходящие между стимулом и реакцией, должны быть выведены из гипотез и объяснений психологии;

эмоции составляют совокупность внутренних изменений и внешних выражений;

эмоциональным поведением можно управлять по определенной программе.