Вопрос 4. Виды умозаключений:
Умозаключения бывают непосредственные и опосредованные.
Непосредственные умозаключения содержат одно суждение в качестве посылки и одно в качестве заключения.
Опосредованные умозаключения содержат более чем одну посылку.
Рассмотрим непосредственные умозаключения. Среди них выделяются следующие виды: умозаключение по логическому квадрату, умозаключение модальности, умозаключение превращения, умозаключение обращения, умозаключение противопоставления предикату.
а) Умозаключения по логическому квадрату:
В этом виде умозаключений выделяется ряд подвидов:
— Умозаключение противоречия: в основе этого противоречия лежит закон исключенного третьего, согласно которому "если утверждение чего-либо истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот".
Этот подвид умозаключения устанавливает отношения между суждениями типа А и О, Е и I (смлогический квадрат).
Пример:
Задание №1: установить истинность общеотрицательного суждения.
Логический ход: надо установить ложность частноутвердительного
суждения.
Задание №2: установить истинность частноотрицательного суждения.
Логический ход: устанавливается ложность общеутвердительного суждения и на основании логического квадрата говорят о требуемом.
— Умозаключение противоположности: этот подвид умозаклю чения также основан на логическом квадрате и происходит на базе закона противоречия.
Результатом такого умозаключения является ложное суждение. Истинного заключения здесь быть не может, так как противоположные суждения могут быть ложными одновременно.
NB: в умозаключениях этого подвида вывод делается либо о ложности общего суждения, либо о ложности единичного суждения.
Пример: Из истинного суждения "Ни один человек не является машиной" можно установить ложность суждения "Все люди — машины".
— Умозаключение субконтрарности: этот подвид умозаключения позволяет получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения.
Пример: Из истинности суждения "Некоторые философы были материалистами" можно получить истинное суждение в заключении "Некоторые филр-софы не были материалистами".
— Умозаключения подчинения: этот подвид умозаключения позволяет получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения.
Пример: Из истинности суждения "Все философы так или иначе интересовались проблемой смысла жизни" можно сделать вывод "Некоторые философы так или иначе интересовались проблемой смысла жизни".
NB: однако, этот подвид умозаключения позволяет сделать вывод о ложности общеутвердительных или общеотрицательных суждений.
Пример: Если ложно суждение "Некоторые люди являются растениями", то следовательно и ложно "Все люди являются растениями".
Т.е. ложность частных суждений установить бывает проще, чем ложность соответствующих общих суждений.
б) Умозаключение модальности:
В этом случае имеют ввиду отношение между суждениями, характеризуемыми некоторыми логическими модальностями.
Выделяют следующие принципы умозаключений модальности:
что необходимо, то действительно;
что необходимо, то возможно;
что действительно, то возможно,
что невозможно, то недействительно;
что невозможно, то не необходимо;
что недействительно, то не необходимо.
Пример: Если невозможна формула 2x2=5, то нет такого положения дел, в котором 2x2=5;
если необходимо, чтобы сумма углов треугольника была равна двум прямым углам, то, возможно, что сумма углов данного треугольника равна двум прямым углам.
в) Умозаключение превращения:
Здесь речь идет об изменении качества суждения. Эта операция производится на основании того, что истинным является суждение о принадлежности субъекту двух противоречащих факторов — либо данного предиката Р, либо противоречащего ему предиката не-Р. Короче говоря, этот вид умозаключения производится по следующей схеме:
если S есть Р, то S не есть не-Р;
если S не есть Р, то S есть не-Р;
если S есть не-Р, то S не есть Р;
если S не есть не-Р, то S есть Р.
г) Умозаключение модальности:
Суть этого вида умозаключения заключается в том, что указывается зависимость между отношением субъекта к предикату и наоборот. То есть зависимость между категорическими (атрибутивными) суждениями одинакового качества, отличающимися местоюложением субъекта и предиката.
NB: при этом то, ото было предикатом, становится субъектом, а то что было субъектом — предикатом. Этот вид умозаключения выражен в следующей схеме:
если "все S есть Р" то "некоторые Р есть S";
если "ни один S не есть Р", то "ни один Р не есть S";
если "некоторые S есть Р", то "некоторые Р есть S".
Пример: Из суждения "Некоторые библейские пророки были долгожителями" следует "Некоторые долгожители были библейскими пророками".
д) Умозаключение противопоставления предикату:
Это такое умозаключение, в результате которого в выводном :суждении субъектом становится понятие, противоречащее предик:ату сходного суждения, а предикатом — субъект исходного суждения. Схемами этого умозаключения являются:
если "все S есть Р" то "ни один не-Р не есть S";
если "ни один S не есть Р", то "некоторые не-Р есть S";
если "некоторые S есть Р", то "некоторые не-Р есть S". Таким образом, умозаключения представляют собой логические модели рассуждения, овладение которыми свидетельствует о корректности суждений, интеллекте, образовательной подготовке, психологическом статусе личности.
- Александровская в. Н. Философия
- Философия
- Раздел I
- Вопрос 2. Мифология как мировоззрение.
- Вопрос 3. Религия как мировоззрение.
- Вопрос 4. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного:
- Лекция 2.
- Вопрос 2. Особенности философского знания.
- Лекция 3.
- Вопрос 3 Общее понятие и содержание методов философии
- Лекция 4.
- Лекция 5.
- Вопрос 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии представлена материализмом, идеализмом, дуализмом.
- Вопрос 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
- Вопрос 4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.
- Раздел II
- 1. Китайская философия.
- II. Индийская философия.
- Вопрос I. Китайская философия.
- 1) Общее понятие и характерные черты китайской философии.
- 2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира
- 3) Даосизм - древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма.
- 4) Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
- Вопрос II. Индийская философия
- Лекция 8
- 2) Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии.
- Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
- 1) Общее понятие досократических философских школ.
- 3) Гераклит Эфесский.
- 4. Пифагорейцы.
- 5. Элеаты.
- 6. Атомисты.
- 1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.
- 2. Характерные черты философии софистов. Для софистов xарактерно:
- 3. Софизм как основной логический прием софистов.
- 4. Значение деятельности софистов.
- 5. Философия Протагора.
- 6. Философия Сократа.
- 7. «Сократические школы».
- Вопрос IV. Философия киников и стоиков
- 1. Общее понятие кинической философии.
- 3. Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии.
- 4. Общее понятие и периодизация философии стоиков.
- 5. Основная идея и характерные черты стоической философии.
- Вопрос V.Философия Платона
- 3. «Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».
- 5. Проблема государства в философии Платона.
- 6. Платоновский проект государства.
- 7. Значение философии Платона. Историческое значение философии Платона:
- 1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.
- 2. Аристотелевская классификация философии.
- 3. Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах» («чистых идеях»).
- 4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
- 5. Проблема материи в философии Аристотеля.
- 6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.
- Вопрос VII. Философия Эпикура
- 1. Общая характеристика жизни а творчества Эпикура.
- 4. «Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении). «Эстетику» Эпикура можно свести к таким основным положениям:
- Лекция 9
- 2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
- 3. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
- 4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
- 6. Значение средневековой теологической философии.
- Вопрос II. Философия Августина Блаженного
- 1. Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.
- 2. Августин Блаженный о Боге.
- 3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:
- Вопрос III. Философия Фомы Аквинского (томизм)
- 1. Фома Аквинский и его основные произведения.
- 2. Пять доказательств существования Бога.
- 3. Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
- 4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
- 5. Историческое значение философии Фомы Аквинского
- Лекция 10 Арабская (арабоязычная) философия средних веков. План:
- II. Арабская философия медицини
- 2. Ранняя арабская философия.
- 3. Прогрессивная арабская философия.
- Вопрос II. Арабская философия медицины
- 1. Социально-культурные условия появления арабоязычной науки.
- 2. Основные направления и представители арабоязычной науки
- 3. Медицинские достижения арабоязычной науки
- Лекция 11
- 3) Характерные черты философии эпохи Возрождения.
- Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
- 1) Общие замечания:
- 4) Натурфилософия.
- 1) Сущность социально-политической философии:
- 3) Политическая философия Никколо Макиавелли.
- Лекция 12
- 1) Декарт, значение его философии.
- 2) Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию - главной идеи рационализма.
- 4) Дуализм Декарта.
- 6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии.
- Лекция 13
- 3) Теория естественного права Гуго Грация.
- 4) Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- 5) Теория Спинозы о «единой субстанции».
- 6)Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.
- 7)Проблема соотношения свободы и необходимости.
- Вопрос II. Английская философия
- 2) Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- 4) Три "Пути познания" Бэкона.
- Вопрос III. Немецкая философия Нового времени.
- 3) Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка
- Лекция 14
- 2) Деистическое направление французской философии XVII в. И его представители.
- 3) Атеистическо-материалистическое направление и его представители.
- 4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.
- Вопрос II. Деистическое направление.
- 1) Философия Вольтера. "Просвещенный абсолютизм".
- 4) Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Вопрос III. Атеистическо-материалистическое направление.
- 1) Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо- материалистической философии.
- 4) Философия Дидро.
- 5) Значение философии французских философов-материалистов.
- Вопрос IV. Социалистическо - утопическое (коммунистическое) направление.
- 1) Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- 4) Экономический детерминизм и философия "промышленного общества" Сен-Симона.
- 6)Основные идеи: Можно выделить следующие основные положения философии:
- Лекция 15
- 4) Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- 6) Немецкий материализм XIX в. Представлен главным образом:
- 8) Иррационализм, "философия жизни".
- Вопрос II. Философия Эммануила Канта
- 1) Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.
- 6) Категории философии, выдвинутые и. Кантом.
- 8) "Критика способности суждения". Всеобщая целесообразность.
- 9) Социально-политические взгляды и. Канта. Суть вопроса:
- 10) Историческое значение философии Канта. Суть вопроса:
- Вопрос III. Философия Гегеля
- 1) Общая характеристика творчества и основные
- Вопрос IV. Философия субъективного идеализма
- 3) Философия Дэвида Юма.
- 4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. "я-концепция" Фихте,
- Вопрос V. Философия Шеллинга
- 3) Практическая (социально-политическая) философия
- Вопрос VI. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму.
- 1) Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2) Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3) Антропология Фейербаха.
- 4) Проблема Бога в философии Фейербаха.
- Лекция 16 Философия материализма и позитивизма.
- Вопрос II. Философия марксизма.
- 1) Общее понятие марксистской философии.
- 3) Источники марксистской философии (главные произведения к. Маркса и ф. Энгельса).
- 4) Диалектический и исторический материализм - основные направления марксистской философии.
- 5) Материалистическое понимание истории. Общественно экономические формации.
- 6) Суть исторического материализма в следующем:
- Вопрос III. Философия позитивизма Огюста Конта.
- 1) Общее понятие позитивизма и его основатели.
- 2) Отличие позитивного (научного) философского знания от обычного философского знания.
- 3) Закон двойственной (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта. Стадии интеллектуальной и технической эволюции и их соотношение.
- Лекция 17
- 1) Общее понятие неклассической идеалистической философии. Ее отношение к немецкой классической философии, гегельянству.
- 2) Цели и основные направления неклассической идеалистической философии.
- 3) Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- 4. "Философия жизни" Фридриха Ницше.
- Русская философия
- I. Общая характеристика русской философии
- Вопрос I. Общая характеристика русской философии
- 1. Общее понятие и характерные черты русский философии.
- 3) Русская философия XII - XVII вв.
- 4) Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- Вопрос II. Русская философия XIX в.
- 2. Философия декабристов.
- 3) Историческая философия п.Я. Чаадаева.
- 4) Философия западников и славянофилов.
- 5) Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- 8) Революционно-демократическая философия.
- 9) Либеральная философия.
- Вопрос III. Русская философия XX в.
- 1) Основные направления русской философии к. XIX - XX в
- 2) Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- 3) Философия космизма.
- 4) Естественно-научная философия.
- 5) Советская философия.
- Лекция 19
- 4)Философская гносеология:
- 5) Появление философского способа мышления связано с:
- Вопрос II. Антропологически-гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения хv - начала хv11 веков)
- 1) Социальная почва:
- 2) Роль церкви:
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Вопрос IV. Философские взгляды г.С.Сковороды
- 1) Биографические данные:
- Вопрос V. Роль Кирилло-Мефодиевского товарищества в развитии философской мысли в Украине середины XIX века.
- Вопрос VI. Украинская философия XX столетия.
- 1) Первые десятилетия в украинской философии - отход от
- Современная западная философия
- I. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи.
- Вопрос I. Американский прагматизм.
- 4) Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- 6) Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Вопрос II. Психоанализ
- 1. Общее понятие психоанализа.
- 3. Топографическая и динамическая схемы психика, выдвинутые Фрейдом.
- 4. Определяющие факторы психики человека.
- 5. Первая психологическая система Фрейда.
- 6. Вторая психологическая система Фрейда.
- 7. Феномен массы (толпы).
- 8. Основные направления неофрейдизма.
- 1. Общее понятие теологической философии.
- 2. Неотомизм.
- 3. Тейярдгом.
- 4. Иные направления современной теологической философии.
- Вопрос V. Основные направления современной позитивистской философии
- 1. Общее понятие позитивизма.
- 3. Общее понятие и основные проблемы махизма.
- 4. Общее понятие и основные проблемы неопозитивизма.
- 5. Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Вопрос VI. Герменевтика
- 1. Общее понятие герменевтика.
- 2. Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).
- Вопрос VII.Экзистенциализм. (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю,
- 3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- 4. Философия Сьореиа Кьеркегора - зарождение экзистенциализма.
- 5. Философия к. Яспера.
- 6. Философия ж. П. Сартра.
- 7. Философия а. Камю.
- 8. Философия м. Хайдеггера.
- 9. Будущее экзистенциализма.
- Раздел III
- 2) Конкретно-исторический способ бытия.
- 3) Танатология
- Лекция 22
- Вопрос I. Основные понятия философской онтологии
- 1. Этимология понятия «бытие»:
- 2. Бытие - универсальная система связей и отношений:
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- 1) Философия бытия
- 2) Философия небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Раздел IV
- 3. Активность субъекта познания.
- 4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.
- Вопрос 2. Знание, отражение, информация
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса
- Лекция 24 научное познание План:
- Вопрос 1. Научное знание, его специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 3. Основные функции научного познания
- Вопрос 4. Методология научного познания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 5. Наука и общество
- Раздел V
- Вопрос 2. Объект, предмет и методы логики
- Лекция 26
- 3. Логика мышления происходит по правилам:
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- 1. Закон тождества:
- 2. Закон противоречия:
- 3. Закон исключенного третьего:
- 4. Закон достаточного основания:
- Лекция 27 понятие План:
- Вопрос 1. Определение понятия.
- Вопрос 2. Отличие понятия от представления.
- Вопрос 3. Методы образования понятий:
- 1. Имеет место совпадение объемов понятий. Такие понятия называются разнообъемными или заимозаменяемыми.
- 2. Имеет место включение объемов, когда объем одного понятия включен полностью в объем другого. Пусть а — это береза, а в — деревья.
- 3. Имеет место исключение объемов — это случай, в котором нет ни
- 5. Имеет место отношение соподчинения, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего понятия. А — автобус, в — трамвай, с — городской транспорт.
- Вопрос 4. Классификация понятий.
- Лекция 28 суждение План:
- Вопрос 1. Отличие суждения от понятия:
- Вопрос 2.Определение суждения:
- Вопрос 4. Формы суждения.
- Вопрос 5. Виды суждения.
- Лекция 29
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Вопрос 3. Виды рассуждений:
- Вопрос 4. Виды умозаключений:
- Лекция 30
- 2. Место и роль программы в кси.
- 3. Научная и практическая проблема.
- 4. Цели и задачи кси.
- 5. Объект кси.
- 6. Гипотезы в кси и их проверка.
- Вопрос 2. Организационно-технический план кси.
- 1. Поисковый план кси
- 2. Аналитический план кси
- 3. Экспериментальный план кси.
- Лекция 31
- Лекция 32
- Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов
- Г и е — самые слабые звенья в коллективе
- 2. Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления (метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм).
- Вопрос 2. Универсальные структурные связи
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Связи детерминации и их отражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
- 1. Общая характеристика.
- 2. Концепция детерминизма: однозначный и вероятностный детерминизм, внешние и внутренние казуальные связи, самодетерминация.
- IX IV V
- Лекция 34
- 2. Переход в новое качество.
- 3. Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
- Вопрос 2. Единство и борьба
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Отрицание отрицания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Поступательность и цикличность в развитии.
- Раздел VII
- Вопрос 1. Проблема сознания в философии и науке.
- Вопрос 2. Общеприродные и биологические предпосылки возникновения сознания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Отражение и информация.
- 4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных, а Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.
- Вопрос 3. Труд, общение и язык -социальные детерминанты сознания.
- Вопрос 4. Общественно-историческая сущность сознания
- 1. Общая характеристика.
- 2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- Лекция 36
- 2. Сознательное и бессознательное.
- Сознание
- Б) Структура сознания
- 3. Самосознание, его предметность и рефлексивности.
- 4. Витальные переживання и ценности в структуре самосознания.
- Вопрос 2. Творческая активность сознания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Идеальное и материальное
- 1. Общая характеристика.
- 2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.
- 3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.
- Вопрос 4. Регуляторная функция сознания
- 1. Функциональные системы (по п.К. Анохину),
- 2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.
- Раздел VIII
- Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.
- 2. Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. А) Социологическая концепция трактовки человека
- Вопрос 3. Содержание понятий «индивид», индивидуальность», «личность»
- 1. Общая характеристика.
- 2. Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, е. Юнг, э. Фромм,
- Вопрос 4. Деятельная сущность бытия человека. Материальный и идеальный, индивидуальный и общественный аспекты деятельности
- 1. Общая характеристика.
- 2. Творческое преобразование мира человека.
- I. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления.
- III.Закономерности и движение силы общественного развития.
- 3.Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Вопрос 1. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления
- 2. Многовариантность общественного развития.
- Вопрос 2. Методология исследования общественного развития (д.Белл, ф.Маклуп, м.Порат, тейяр де шарден, о.Тоффлер, р.Тибальд)
- 1. Общая характеристика
- 2. Формационный и цивилизационный подходы.
- Вопрос 3. Закономерности и движущие силы
- 1. Общая характеристика.
- 2. Личность и народные массы как субъекты исторического процесса.
- 3. Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Заключение
- Литература
- Оглавление
- Раздел III