logo
PhilLecR

4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.

а) Познавательное и практическое

важнейшими чертами практики как гносеологии являются:

= целенаправленность;

= предметно-чувственный характер;

- преобразование материальных систем;

практика — активное взаимодействие человека с материальными системами;

практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;

- целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;

- практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;

-различают следующие формы практики:

=общественно-производственная;

= социально-политическая;

= научно-экспериментальная;

= медицинская;

= семейно-бытовая;

- практика бывает (по содержанию и назначению):

= стандартизированная;

= поисковая;

- в зависимости от субъекта деятельности практика делится на:

— индивидуальную;

= микрогрупповую;

= социальную;

= классовую;

= государственную;

= общественную;

любая практика складывается из следующих элементов: = субъект практики;

= объект практики;

= цель;

= средства;

= предметная деятельность субъекта;

= результат этой деятельности;

- главные функции практики в отношении познания: = базисная;

= детерминирующая;

= критериальная;

= целеполагающая;

практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;

= практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;

практика не мыслима без «теоретического

компонента»;

практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей;

- теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.